Кшиштоф Пендерецкий, польский композитор.

Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933, Краков) — выдающийся современный польский композитор и дирижёр. В раннем творчестве экспериментировал в области современных свойств выразительности — главным образом сонорики. В творчестве периода 80-х годов ХХ-века близок к неоромантизму. Автор двух опер («Черти из Людена» и «Потерянный рай»), сочинений на библейские («Страсти по Луке») и околобиблейские («Страсти по Иоанну», написаные по главам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), восьми симфоний (шестая — не окончена) многочисленных ораторий (в том числе на стихи Сергея Есенина) и мелодекламаций. Восьмая симфония так же включает в себя вокальные партии и является по сути оперой-ораторией, отсылая тем самым слушателя к произведениям Малера и Шёнберга. Музыка Пендерецкого совершенно непостижимым образом сочетает в себе огромную силу и внутреннее напряжение с лёгкостью восприятия, передающего мировоззрение автора. Даже сложнейшие эксперименты в области атональной музыки (например Polimorphia — The Shining) выглядят немного иронично и воспринимаются слушателем легко, так как глубоко ассоциативны и многоплановы. Такое сочетание сложности материала и лёгкости его восприятия слушателем безусловно ставит Кшиштофа Пендерецкого в один ряд с классиками мировой музыки: сложность в руках Мастера является выразительным средством, а не самоцелью. 6 ноября 2008 года Гданьской Музыкальной Академией дирижёру и композитору Шшиштофу Пендерецкому было присвоено звание доктора Honoris causa.
Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах Стэнли Кубрика «Сияние», Анджея Вайды «Катынь».
Википедия.