Джованни Лоренцо Бернини (итал. Gian Lorenzo Bernini), итальянский архитектор и скульптор.

Скульптор
В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-1666, и других церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644—1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622—1625,- в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639—1646).
Архитектор
Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33); полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Бернини торжественность и величавость. Главное творение Бернини — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны — Тритона на пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на пьяцца Навона, 1648-51, и др.).
Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII—XVIII вв.

Википедия.