Лев Карсавин (ум. 1952), русский философ, историк, поэт.

Ранние годы
Родился в семье актёра балета Мариинского театра. Брат балерины Тамары Карсавиной. Ученик И. М. Гревса, окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). С 1909 преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912), затем профессор (с 1916).
Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Инспектор Историко-филологического института (1914). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916).
Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). В 1920 один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения. В августе был 1922 арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.
Эмиграция
Выслан в ноябре 1922 вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. Ильин и др.) и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель (вместе с Н. А. Котляревским) издательства «Обелиск». С 1926 жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928—1929) и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.
Литва
В конце 1927 получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете (Каунас; впоследствии Университет Витаутаса Великого). С 1928 жил в Каунасе; в 1928—1940 профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 преподавал на литовском языке). С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. С 1941 одновременно преподавал в Художественном институте. Короткое время работал в Художественном музее.
Живя в Литве, редактировал академические издания, издал свои книги на русском языке «О личности» (1929) и «Поэма о смерти» (1931). На литовском языке опубликовал работу «Теория истории» (1929), фундаментальное пятитомное исследование «История европейской культуры» („Europos kultūros istorija“, 1931—1937), несколько десятков статей по средневековой философии и теологии в «Литовской энциклопедии» („Lietuviškoji enciklopedija“) и журналах.
В 1944 советскими властями отстранен от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
Умер в заключении в посёлке Абезь Коми АССР.
Увековечивание
В декабре 1992 года в связи со 110-летием со дня рождения в центре Каунаса на доме по улице Кревос (Krėvos g. 7), в котором Карсавин жил в 1935—1940 годах, была открыта мемориальная таблица с барельефом (скульптор Владас Жуклис, архитектор Йонас Лукше)[1]. Имя Карсавина носят школа в Каунасе (с 1994 года; была средней школой, ныне восьмилетняя[2]) и средняя школа в Вильнюсе (с 1996 года [3]). 17 октября 2005 года на фасаде дома в Вильнюсе (улица Диджёйи, 1; так называемый «дом Франка»), в котором жил Карсавин в 1940—1949 годах, открыта памятная таблица из песочно-розового мрамора с барельефом учёного (работа скульптора Ромуалдаса Квинтаса) и с текстом на литовском и русском языках[4] [5]. 3 февраля 2006 года в Каунасе на так называемом «профессорском доме» (Žemuogių g. 6) открыта коллективная мемориальная таблица в память живших в этом здании профессоров Университета Витаутаса Великого с упоминанием Льва Карсавина, жившего здесь 1928—1929 годах (архитектор Йонас Лукше).
Учение
Работы раннего периода, основанные на обширном материале исторических источников, посвящены истории средневековых религиозных течений и духовной культуры средневековья.
Развивал своеобразную версию «философии всеединства» применительно к проблеме личности, методологии истории, истории культуры, гносеологии, этике, социологии, стремясь к созданию целостной системы христианского миросозерцания. Опирался на раннехристианские учения (патристика, Ориген) и русскую религиозную философию, в особенности на традицию В. С. Соловьёва. Категория всеединства у Карсавина понимается как динамический принцип становления бытия и в качестве фундаментальной категории исторического процесса лежит в основе историософии.

Википедия.