Умберто Нобиле (Umberto Nobile), итальянский конструктор дирижаблей и полярный исследователь (ум. 1978).

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неапольского университета, в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.
В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме.
Когда в 1915 году Италия вступила в первую мировую войну 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.
После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.
В июле 1918 Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Юсуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы Аэродинамики). Нобиле пришел к убеждению, что полужесткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.
Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был сконструирован для пересечения Атлантики. Он был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear. В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.
[править] Первая полярная экспедиция
В 1925 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный Полюс вместе с Руалем Амудсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. После серии испытательных полётов N-1 был в марте 1926 года передан экспедиции и 29 марта 1926 г. переименован в Norge (Норвегия).
Дирижабль N-1 имел объем в 18 500 м³. Он был самым совершенным на то время итальянским полужестким дирижаблем. Корпус приобрёл более обтекаемую форму, все выступающие наружу детали корабля стали более обтекаемой формы, что давало меньший коэффициент лобового сопротивления, чем у предшественника - Т.34. В длинной застекленной кабине под килем могли расположиться 20 пассажиров. В трёх моторных гондолах были установлены двигатели «Майбах» Mb.IVa мощностью по 250 л. с. Пропеллеры деревянные. Дирижабль мог развивать скорость 80 км/ч. На этой скорости N-1 мог пролетать без посадки 4775 км. Максимальная скорость - 100 км/ч.
14 апреля под командой Нобиле дирижабль перелетел из Рима в Пулхэм (Великобритания), затем в Осло и, сделав остановку в Ленинграде отправился на Шпицберген. Оттуда дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его 11 мая 1926 года. Экипаж провел там 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, куда прибыл 2 дня спустя.
Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию. Полярный полет длился 71 час и имел протяженность 3500 км.
9 мая участники экспедиции узнали, что американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет опередили их, достигнув Северного полюса на самолёте. Однако впоследствии достижение Бэрда и Беннета подвергалось сомнению, споры о том, достигли они полюса или только приблизились к нему, продолжались вплоть до середины 1990-х гг.

После полёта между Руалем Амудсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса - Нобиле, конструктору и пилоту дирижабля или Амудсену, как начальнику экспедиции. Этот конфликт был усилен фашистской пропагандой, которая прославляла Нобиле и оттолкнула Амудсена и норвежцев. Бенито Муссолини произвел Умберто в генералы и почетные члены правящей фашистской партии, Нобиле стал итальянским национальным героем.
Нобиле в 1928 году задумал повторить перелёт над Арктикой на новом дирижабле «Италия» — на этот раз в роли руководителя чисто итальянской экспедиции. Перед началом экспедиции, Нобиле и его спутников принял в Ватикане Папа римский Пий XI, который сам в прошлом был альпинистом. 5 апреля экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 5 мая, задержавшись из-за мелких поломок. 23 мая Нобиле стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время.
Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: 25 мая из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне. Из 16 членов экипажа, девять уцелевших аэронавтов были выброшены на дрейфующий лёд, один погиб при падении на лёд и шестеро были унесены с повреждённым дирижаблем и погибли. У Нобиле оказались сломаны рука и нога. Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха.
На спасение экспедиции Нобиле устремились моряки и лётчики Италии, Норвегии, Советского Союза, Финляндии, Франции, Швеции. Даже Амундсен забыл прежние разногласия и отправился в поиски на самолёте, из которых не вернулся. Через месяц поисков «Fokker» лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг обнаружил пропавшую экспедицию. На самолёте было только одно место. Нобиле хотел первыми отправить на землю раненых, но Лундборг отказался взять на борт кого-то кроме Нобиле, возможно, по приказу своего командования. Эвакуировав Нобиле Лундборг вернулся к терпящей бедствие экспедиции, но при посадке его самолёт разбился и его самого пришлось спасать. Остальные члены экипажа были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.
Эти трагические события отражены в одном из самых известных фильмов 70-х годов XX века — Красная палатка. В совместной работе советских и итальянских кинематографистов воссоздана личная драма как Умберто Нобиле, так и самих участников экспедиции.
После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с фашистами. В 1931 году Нобиле уехал в СССР, где работал над созданием дирижаблей. В 1936 году он вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 уехал в США. После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. Умер в Риме в 1978 году.

Википедия.