Брайнин, Валерий (Вилли) Борисович, российско-германский музыковед, культур-менеджер, поэт

Семья и ранние годы
Родился в семье австрийского поэта и переводчика, политэмигранта Бориса Львовича Брайнина, лит. псевдоним Sepp Österreicher, 1905—1996 (из венской семьи Brainin (нем.), давшей многих известных деятелей культуры и науки), и детского врача Аси Ильиничны Брайниной, урожд. Пассек, 1919—2005.
В.Б.Брайнин получил математическое (спец. мат. школа, золотая медаль, призёр мат. олимпиад), лингвистическое (ин.-яз. пединститута, не закончил), композиторское (муз. училище, с отличием) и музыкально-педагогическое (пед. университет, с отличием) образование. Был исключён из Нижнетагильского педагогического института за правозащитную деятельность в 1970. До 1970 руководил литературной студией Нижнетагильского городского и районного домов пионеров и школьников, участвовал в деятельности литературной студии при Нижнетагильской городской библиотеке в качестве одного из руководителей. Во время учёбы в Свердловске был членом городского лит. объединения, организовал поэтический клуб им. Пабло Неруды при Уральской консерватории, исполнялся как композитор на городских площадках и по Всесоюзному радио на радиостанции "Юность". После переезда в Москву исполнялся в том числе в Большом театре (струнный квартет №2 на концерте молодых композиторов в Бетховенском зале, исполнен солистами оркестра Большого театра). Сочинял вокальную, камерную и симфоническую музыку.
Дети В.Б. Брайнина - психолог Андреева, Кристина Валерьевна (1971-1997), музыкальный педагог Брайнин, Агата Валерьевна[5] (1973), Брайнин, Вилли (мл.) (William Braynen, 1977, изучает политическую философию, живёт в США). Сестра В.Б. Брайнина, Лидия (1950), живёт в США.
Литературная деятельность
Член Московского клуба "Поэзия" ("метареалист второго призыва", по определению Ю.Арабова). Первая публикация (ленинградский журнал "Костёр", 1965) состоялась при поддержке тогдашнего редактора отдела Л.Лосева. Следующая публикация состоялась через 14 лет ("Московский комсомолец") и сопровождалась отзывом А.Тарковского, длительное общение с которым оказало на Брайнина заметное влияние. Третья публикация состоялась ещё через 10 лет ("Дружба народов"). С 1990 публиковался в журналах "Знамя", "Новый мир", "Арион", "Огонёк", "Грани", "Partisan Review" (см. en: Partisan Review) и др., в антологиях "Строфы века" (сост. Е.Евтушенко) и "Строфы века-2" (сост. Е.Витковский). Регулярные выступления с эссеистикой на Радио "Свобода" и Би-би-си (1991-2000).
Музыкально-педагогическая и научная деятельность
Автор музыкально-педагогической системы "Развитие музыкального интеллекта у детей", базирующейся на идеях семиотики, теории информации, структурной лингвистики, детской психологии (Ж.Пиаже, Л.Выготский), а также на идеях, инспирированных практическими методами развития музыкального слуха и музыкального мышления: "абсолютное" сольфеджио, релятивная сольмизация Дж Кёрвена (см. en: John Curwen), Агнес Хундеггер (см. de: Tonic Solfa Association), Золтана Кодая (см. en: Kodály Method), Карла Орфа, Рихарда Мюнниха (см. de: Richard Münnich), эстонского хормейстера Хейно Кальюсте (Heino Kaljuste), ритмическая сольмизация Galin-Paris-Chevé[12], Эдвина Гордона (см. en: Edwin Gordon). Основной целью системы Брайнина является развитие опережающего (прогнозирующего) музыкального восприятия у потенциального слушателя серьёзной музыки и/или профессионального музыканта. Он также является известным детским фортепьянным педагогом. Среди учеников Брайнина лауреаты национальных и международных конкурсов.

Автор концепции эволюции музыкальной звуковысотной системы и происхождения микрохроматики.
Автор концепции взаимнооднозначного соответствия цветов спектра и ступеней модальных ладов (см. Цветной слух).
Автор культурологической концепции "Новая классика".
Научные работы и эссеистика опубликованы в Австрии, Германии, Италии, Малайзии, Нидерландах, России, на Украине, во Франции, ЮАР.
Архив В.Б.Брайнина хранится в Бременском университете.
Профессиональная и общественная деятельность
С 1974 до 1990 преподавал по своему методу в Тираспольском музыкальном училище и в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных.

Приглашённый профессор Венской Высшей школы музыки и исполнительского искусства (1992), Высшей школы музыки "Моцартеум" в Зальцбурге (1993), Итальянского центра по исследованиям в музыкальной дидактике (итал.) во Флоренциии (1992-1995), Колумбийского технолого-педагогического университета (исп.) (2005) и др.

Инициатор, организатор, координатор жюри международного конкурса музыкантов-исполнителей Classica Nova™ (музыка ХХ века, первый конкурс посвящён памяти Шостаковича, Ганновер 1997, признан Книгой рекордов Гиннеса в качестве крупнейшего музыкального конкурса).

C 2004 г. - президент РОСИСМЕ (Российской общенациональной секции ИСМЕ) (ISME - International Society for Music Education - Международное общество музыкального образования при Музыкальном совете ЮНЕСКО). Способствовал восстановлению традиции, прерванной распадом СССР, когда прекратила своё существование Советская секция ИСМЕ, основанная Д.Б.Кабалевским.

Вице-президент Ганноверского Толстовского фонда.
Руководитель научно-методической лаборатории "Новые технологии музыкального и муз.-пед. образования" Московского педагогического гос. университета.
Артистический директор сети музыкальных школ в ФРГ.

Википедия.