Рейхлин, Иоганн — немецкий гуманист, филолог, знаток греческого и еврейского языков (ум. 1522).

Учился в городской школе в Пфорцгейме, был придворным певчим у маркграфа Баденского. Сын последнего, Фридрих, ровесник Рейхлина, подружился с ним и взял его с собой в Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Рейхлин ещё раз посетил Францию и занимался в Орлеане и Пуатье юридическими науками. Став одним из советников вюртембергского герцога Эбергарда, он совершил вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал в Италии, где усовершенствовался в еврейском языке, который стал изучать ещё в Париже. Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Рейхлина имели Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. По возвращении в Штутгарт Рейхлин стал асессором верховного суда и прокурором доминиканского ордена для Германии; часто исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвёл его в дворянское достоинство. Позже Рейхлин был профессором в Гейдельберге, затем в Ингольштадте и Тюбингене. Умер в 1522 г.
Свои обширные знания Рейхлин изложил в целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его — это изучение еврейского языка и еврейской философии. Его интерес к последней был как филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел трактат Рейхлина: «De verbo mirifico», в 1506 г. — «De rudimentis hebraicis», в 1517 г. — «De arte cabbalistica libri V», в 1518 г. — исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. «De verbo mirifico» служит как бы введением к «De arte cabbalistica».
В этих двух трудах Рейхлин останавливается на новопифагорейской и каббалистической философии. Под Verbum mirificum разумелось в Каббале «tetragrammaton» — то есть таинственное состояние четырёх букв Ihvh, «несравненное наименование, не изобретённое людьми, а дарованное им Богом».
Первая буква этого слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества (триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3=6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже человеческую душу. Прием каббалистики является синтезом воззрений еврейских, греческих античных и христианских.
По мнению Рейхлина, новопифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовки к небесному блаженству. «De rudiments hebraicis» —Haполовину грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Рейхлин воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Рейхлина по еврейскому языку были в высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием еврейского языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты, в которую вкралось много ошибок. Вульгате сам Рейхлин противопоставлял «Veritas hebraica».
Лютер высоко ценил Рейхлина, называя его своим отцом; учениками его были Меланхтон и Эколампадий. В 1509 г. Рейхлин вызван был на спор евреем-перекрещенцем Пфефферкорном. Продолжительный литературный конфликт, возникший между обоими, по справедливости считается высшим пунктом развития немецкого гуманизма. Пфефферкорн предложил сжечь все еврейские книги и силой заставить евреев посещать христианские храмы. Рейхлин восстаёт против этого предложения. Он подразделяет все еврейские книги на несколько категорий (Св. Писание Ветхий Завет, Талмуд и т. д.) и доказывает, что в каждой из них есть много полезного и для христиан.
Уничтожение всех еврейских книг евреи сочли бы за доказательство того, что христиане сами не уверены в правоте своего дела. Рейхлин советует открыть в каждом немецком университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского языка. В заключение он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована евреям самими императорами. Пфефферкорн, в трактате «Handspiegel», резко и грубо задел Рейхлина, обвиняя его даже в подкупе евреями. Рейхлин отвечал брошюрой «Augenspiegel», где взывал к солидарности всех учёных сил Германии против Пфефферкорна и его партии. Кельнские доминиканцы, с Гохстратеном во главе, не могли оставить без ответа брошюру Рейхлина; спор последнего с Пфефферкорном был перенесён на церковный форум. Богословский факультет кельнского университета потребовал от Рейхлина, чтобы он изъял из продажи все свои сочинения за евреев и публично отрекся от Талмуда.
Завязалась бесконечная литературная борьба Рейхлина и его сторонников с кельнскими обскурантами. Император Максимилиан, курфюрст майнцский и все гуманисты приняли сторону Рейхлина. Кельн и Майнц сделались центрами 2-х противных направлений — обскурантизма и гуманизма. Папа Лев X, к которому обратились в разгар спора, очень либерально отнёсся к Рейхлину, и повелел даже открыть кафедру еврейского языка в Риме. Только в 1520 г., когда реформационное движение стало грозить Риму, папа изменил своё отношение к рейхлиновскому делу и издал указ против Рейхлина. Рейхлиновский спор вызвал выход в свет знаменитого сборника: «Письма тёмных людей», в котором, однако, сам Рейхлин участия не принимал. Рейхлин был столь же выдающимся эллинистом и латинистом, как и гебраистом. Его именем часто называется то греческое произношение, которое, в противоположность эразмовскому этацизму, обозначается словом итацизм. Статуя Рейхлина входит в состав памятника реформации, воздвигнутого в Вормсе.

Википедия