Джордж Харрисон (George Harrison), британский музыкант, соло-гитарист группы «Битлз» (умер в 2001 году).

Харрисон родился в Ливерпуле, Англия, 25 февраля 1943 года в католической семье Луизы и Харольда Харрисон. Харрисон был младшим, четвёртым ребёнком в семье. У Джорджа была одна сестра, Луиза, родившаяся 16 августа 1931 года; и двое братьев, Харри, родившийся в 1934 году, и Питер, родившийся 20 июля 1940 года. Отец его матери, Джон Френч, был родом из графства Уэксфорд в Ирландии. Он эмигрировал в Ливерпуль и женился на местной девушке. Мать Харрисона работала продавщицей в магазине, а отец — водителем автобуса.
С самого рождения Джорджа и до 1950 года семья Харрисонов проживала по адресу 12 Arnold Grove, в ливерпульском районе Уэйвертри. Затем Харрисоны переехали в другой район города, Спек, и поселились по адресу 25 Upton Green. Сначала Джордж учился в начальной школе Довдэйл, располагавшейся поблизости от Penny Lane. Затем он поступил в среднюю школу «Ливерпульский институт», где и учился в период с 1954 по 1959 год. Там Джордж выделялся среди сверстников, но не способностями и прилежанием, а тем, что носил модные брюки-дудочки, месяцами не стригся и дерзил учителям.
В 1956 году родители купили ему подержанную гитару, и Джордж довольно быстро научился не только брать аккорды, но и исполнять замысловатые пассажи. Харрисон позднее говорил, что наибольшее влияние на него оказали Карл Перкинс, Бо Диддли, Чак Берри и «The Everly Brothers». В 1957 году он даже основал группу-однодневку «Комбо». Благодаря гитаре у него завязались сперва приятельские, а затем и по-настоящему дружеские отношения с Полом Маккартни, который учился в одной с Харрисоном школе. Вскоре, вместе со своим братом Питером и другом Артуром Келли, Харрисон основал ансамбль «The Rebels».
Начало The Beatles
В ранние дни The Beatles, когда группа ещё называлась «The Quarrymen», Харрисон присоединился к ней по приглашению Пола Маккартни. Джон Леннон полагал, что Джордж был ещё слишком молод, чтобы принять его в группу, поэтому Харрисон поначалу просто общался с другими её участниками, играл, когда было нужно, и только после того, как ему исполнилось 16 лет, был окончательно принят в ансамбль. Так как Харрисон был самым молодым членом ансамбля, другие участники коллектива ещё несколько лет смотрели на него как на ребёнка. Внимание группы к Джорджу впервые привлёк Пол Маккартни, который порекомендовал Джорджа Леннону как своего друга, умевшего играть песню «Raunchy» на гитаре. После того, как Харрисон сыграл композицию перед всеми участниками группы, он был принят в её ряды. Однако коллектив в тот момент переживал кризис: часть музыкантов ушла, а стабильный состав никак не удавалось собрать. И Джордж на время перешёл в ансамбль «Les Stuart’s Quartett». В начале 1959 года группа Леннона возобновила выступления, сменив название сперва на «The Silver Beetles», а затем на «The Beatles». В 1960 году группа даже съездила на гастроли в Шотландию в качестве аккомпанирующего состава певца Джонни Джентла.
Когда в 1960 году битлам предложили выступать в Гамбурге, Харрисон, бросив свою работу в ливерпульском универмаге, вместе с другими битлами уехал в Германию. Харрисон намеревался несколько лет работать музыкантом, а затем поступить в художественное училище. Музыкальный опыт Харрисона, частью которого были уроки игры на гитаре, взятые у Тони Шеридана, лёг в основу битловского звука, и помог в создании спокойного, профессионального иммиджа Харрисона в группе. Первая поездка Харрисона в Гамбург, однако, внезапно оборвалась после того, как немецкая полиция депортировала его назад в Англию, обнаружив, что он был несовершеннолетним.
Приход славы
В то время как Пола Маккартни часто называли «хорошеньким битлом», а Леннон рассматривался как лидер, Харрисон всегда пользовался наибольшей популярностью среди женских поклонников группы. На свой 21 день рождения он получил более 30,000 подарков и поздравительных открыток. На концертах, битлов часто забрасывали любимыми конфетами Джорджа Jelly Babies. В ранние годы, когда группа приобрела популярность в своём родном Ливерпуле, мать Харрисона, часто присутствовавшая на концертах, одобрительно выкрикивала в поддержку своего сына, что вызывало недовольство тётки Леннона Мими, сетовавшей на то, что все они могли бы «жить прекрасной, спокойной жизнью», если бы мать Харрисона прекратила выражать подобным образом поддержку своему сыну.
Несмотря на то, что Харрисон известен как «спокойный битл», иногда он показывал свою «дикую сторону» и вёл себя необузданно. Однажды, в баре, Харрисон бросил стаканом в «назойливого» фотографа, пытавшегося сфотографировать его с близкого расстояния.
Харрисон был первым из битлов, побывавших в США: в сентября 1963 года он навестил свою сестру Луизу в Бентоне, Иллинойс, за 5 месяцев до исторического визита The Beatles в Америку и участия в телешоу «The Ed Sullivan Show».
В ранний период The Beatles, Харрисона вовсе не считали виртуозным гитаристом и он находился под строгим контролем продюсера группы Джорджа Мартина, который позднее признался в «несколько жестоком» отношении к музыканту. В 1970-е годы и позднее, мастерство игры Джорджа на гитаре значительно улучшилось. Во время первого визита The Beatles в США в феврале 1964 года, фирма-производитель гитар Rickenbacker преподнесла Харрисону в подарок двенадцатиструнную электрогитару Rickenbacker 360/12, которая, из-за своего необычного дизайна, на первый взгляд казалась шестиструнной. Впоследствии Харрисон часто использовал её в студийных записях группы.
Первые песни с The Beatles
Харрисон написал свою первую песню, «Don't Bother Me», в 1963 году, по его собственным словам «чтобы посмотреть, был ли я в состоянии писать песни». В том же году «Don’t Bother Me» вышла на втором битловском альбоме «With the Beatles» и на «Meet the Beatles!» в США в 1964 году. Отрывок из песни также исполняется в первом битловском фильме «A Hard Day’s Night». Харрисон написал одну песню для следующего альбома группы «Beatles for Sale»; песня, однако, на альбом так и не попала. Следующими композициями Харрисона были «I Need You» и «You Like Me Too Much» к альбому «Help!». Харрисон сам исполнял все песни «The Beatles» собственного сочинения. Он также исполнил такие песни, как, «Chains» и «Do You Want to Know a Secret» на альбоме «Please Please Me»; «Roll Over Beethoven» и «Devil in Her Heart» на альбоме «With the Beatles»; «I'm Happy Just to Dance with You» на альбоме «A Hard Day’s Night», и «Everybody's Trying to Be My Baby» на альбоме «Beatles for Sale». Качество песен Харрисона со временем значительно улучшилось, но его материал завоевал уважение других битлов только незадолго до распада группы (в 1969 году Маккартни сказал Леннону: «песни Джорджа в этом году по крайней мере также хороши как наши»). Позднее, Харрисон вспоминал, что ему было трудно убедить других битлов записывать его песни.
Последние годы с The Beatles
Во время записи «The White Album» в 1968 году напряжение между битлами стало нарастать; разлад между музыкантами стал очевиден во время репетиций для альбома «Let it Be». Разочарованный творческими разногласиями между Джоном Ленноном и другими членами группы, а также плохими условиями работы в холодном помещении киностудии, Харрисон покинул The Beatles 10 января. После двух встреч с другими битлами и переговоров, Харрисон 22 января возвратился назад в группу.
Во время работы над записью альбома «Abbey Road», отношения между музыкантами заметно улучшились, хотя некоторое напряжение сохранялось. На альбом вошли самые популярные песни Джорджа битловского периода: «Something» и «Here Comes the Sun». «Something» считается одной из лучших песен Харрисона и была исполнена и записана Фрэнком Синатрой (который называл её «величайшей песней о любви последних 50 лет», ошибочно приписывая её авторство Леннону и Маккартни) и Элвисом Пресли. По причине всё возраставшей творческой продуктивности Харрисона, и учитывая то, как трудно ему было убедить других битлов записывать его песни и включать их на битловские альбомы, когда группа прекратила своё существование у Харрисона накопилось большое количество неизданного материала.
Когда, много лет спустя, Харрисона спросили какую музыку создали бы The Beatles если бы группа не распалась, он ответил: «На альбомы The Beatles попал бы наш сольный материал». Это утверждение Харрисона подтверждается тем фактом, что многие из песен ранних сольных альбомов членов группы впервые были исполнены во время битловских сессий звукозаписи, но так и не были записаны музыкантами совместно.
Последняя сессия звукозаписи Харрисона с The Beatles состоялась 4 января 1970 года. Леннон, фактически покинувший группу ранее в сентябре, не принял в ней участия.
Сольная карьера
Начало сольной карьеры
Ещё до распада The Beatles в 1970 году, Харрисон записал и выпустил два сольных альбома, «Wonderwall Music» и «Electronic Sound». Оба альбома, однако, были большей частью инструментальные. «Wonderwall Music», звуковая дорожка к фильму «Wonderwall», был первой сольной пластинкой Джорджа и представлял собой синтез западной и индийской музыки. Второй сольный альбом Джорджа, «Electronic Sound», вышел 9 мая 1969 года. Он был записан дома и составлен из экспериментальных композиций, исполненных на фантастическом по тем временам инструменте — синтезаторе Роберта Муга. Ни первый, ни второй альбом успеха не имели. Только после распада The Beatles Харрисон выпустил свой «настоящий» сольный альбом, «All Things Must Pass», который с лихвой компенсировал неудачи первого этапа его сольной карьеры.
«All Things Must Pass»
Альбом «All Things Must Pass» вышел после многолетнего периода, когда другие битлы не пропускали многие песни Харрисона на альбомы группы. В результате, чтобы уместить весь накопившийся у Харрисона музыкальный материал, потребовался «тройной» альбом: песни Харрисона поместились на двух пластинках, а на третьей вышли записи джем-сейшн Харрисона со своими друзьями-музыкантами. Этот альбом считается лучшим в дискографии Харрисона, он имел огромный коммерческий успех, возглавил хит-парады по обе стороны Атлантического океана и получил восторженные отзывы критиков. Один из синглов с альбома, «My Sweet Lord», достиг первого места в США, Великобритании и некоторых других странах, а сингл «What Is Life» попал в десятку лучших.
Для альбома сыграли Эрик Клэптон, Дэйв Мэсон, Билли Престон, и Ринго Старр, а сопродюсером выступил Фил Спектор.
С одной из песен этого альбома — «My sweet Lord» связан неприятный инцидент. Харрисона обвинили в плагиате — в том, что мотив этой песни он взял у группы «Chiffons» — из песни Рональда Мэка 1963 года «He’s So Fine». Харрисон отрицал преднамеренный плагиат, однако суд признал возможность «непреднамеренного» заимствования и в 1976 году присудил Харрисона к выплате штрафа в размере 500 тыс. долларов. Ещё год спустя выяснилось, что и песня Мэка не была полностью оригинальной, а представляла собой переработку госпела (религиозного песнопения на евангелическую тему) XIX века «Oh! Happy Day!» История закончилась тем, что в 1990 году Харрисон выкупил права на песню «He’s So Fine».
В начале 2001 года Харрисон выпустил новую версию альбома «All Things Must Pass». Альбом достиг четвёртого места в чартах Billboard. Харрисон, с целью раскрутки альбома, принял участие в чатах на Интернете. Вскоре после смерти Харрисона, альбом опять попал в хит-парады. В общей сложности, только в США было продано 6 млн. копий «All Things Must Pass». Во время выхода альбома в 1970—1971 году, количество проданных в Великобритании копий альбома было подсчитано неправильно, в результате чего «All Things Must Pass» занял там только 4-е место в чартах. В 2007 году были сделаны новые подсчёты, в результате которых выяснилось, что «All Things Must Pass» на самом деле занял тогда первое место.
«The Concert for Bangladesh»
В 1971 году Харрисон оказался в центре внимания как организатор двух огромных благотворительных концертов «The Concert for Bangladesh» в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден, сборы от которых предназначались фонду помощи Республике Бангладеш, незадолго до этого пострадавшей от разрушительного циклона «Бхола». На концерты, состоявшиеся 1 августа, собралось более 40,000 чел., а первым выступившим артистом был приглашённый Харрисоном Рави Шанкар. В «The Concert for Bangladesh» приняли участие такие популярные музыканты, как Боб Дилан (очень редко появлявшийся на публике в 1970-е годы), Эрик Клэптон, (несколько месяцев до этого не выступавший публично по причине пристрастия к героину после распада «Derek and the Dominos»), Леон Рассел, Badfinger, Билли Престон и другой из экс-битлов — Ринго Старр. Бо́льшая часть полученных от концерта средств ушла на уплату налогов и покрытие расходов по его организации.
1970-е годы
«Living in the Material World»
Свой второй сольный альбом, «Living in the Material World» , Харрисон выпустил в 1973 году. Сингл «Give Me Love (Give Me Peace on Earth)» достиг первого места в хит-парадах США, а сам альбом возглавлял чарты в течение пяти недель. Критики, однако, расценили альбом как «чересчур религиозный». В сентябре 2006 года альбом был издан заново, вместе с бонусным DVD и ранее неизданными песнями «Deep Blue» и «Miss O’Dell». В этот раз, альбом достиг 38-го места в чарте Billboard.
«Dark Horse» и концертный тур по США
После того, как Харрисон в 1974 году выпустил свой третий сольный альбом «Dark Horse», он совершил большой концертный тур по США. Тур успеха не имел: критики и поклонники выразили своё недовольство продолжительными выступлениями Рави Шанкара посреди концертов, а также хриплым голосом Харрисона. Альбом «Dark Horse» попал в пятёрку лучших в чартах пластинок США, но не имел успеха в Великобритании, в основном по причине увядшего интереса к творчеству музыканта и неблагоприятных отзывов критиков. Песня «Dark Horse» была выпущена как сингл и достигла 15-го места в чарте Billboard. Харрисон также нанял режиссёра Дэвида Акомба, который провёл съёмки концертов тура с целью создания документального фильма. В основном из-за хриплого голоса Харрисона практически на всех концертах тура, фильм так и не вышел в свет, но в 2007 году Акомба поместил новую, переделанную им версию фильма в архив Харрисона.
«Extra Texture»
Последний студийный альбом Харрисона для EMI (и Apple Records), «Extra Texture (Read All About It)», вышел в 1975 году. По мнению музыкальных критиков, на этом альбоме Харрисон попытался придать композициям более коммерческое звучание. Две песни с альбома были выпущены как синглы; «You» попала в 20-ку лучших композиций чарта Billboard , и вместе со вторым синглом, «This Guitar (Can't Keep From Crying)», стала последним оригинальным синглом, выпущенным Apple в 1975 году. «This Guitar (Can't Keep From Crying)» стал первым сольным синглом экс-битла, не попавшим в чарты США.
«The Best of George Harrison»
После того, как битлы ушли из фирмы звукозаписи Capitol, она получила право выпустить на одном альбоме битловские и послебитловские песни. Первым таким альбомом стал «The Best of George Harrison» (1976), представлявший собой коллекцию лучших песен Харрисона битловского периода в сочетании с его хитами сольного периода.
«Thirty Three & 1/3»
В 1976 году Харрисон столкнулся с рядом проблем, как в карьере, так и в личной жизни. Когда его альбом «Thirty Three & 1/3» (возраст Харрисона в это время) изданный на им же основанной фирме грампластинок «Dark Horse Records» был почти завершён, Харрисон заболел гепатитом и так и не смог полностью завершить работу над альбомом.
«Thirty Three & 1/3» вышел в ноябре 1976 года и был самым успешным альбомом Харрисона конца 1970-х годов. Он достиг 11-го места в чартах США, и включал такие хиты, как «This Song» (сатиру на судебное решение по поводу плагиата мелодии «My Sweet Lord» с песни «He's So Fine») и «Crackerbox Palace», юмористическо-сюрреалистическую песню Харрисона, в которой музыкант оглянулся на свою прошлую жизнь. «Crackerbox Palace» — это название бывшего особняка комедийного актёра Лорда Бакли в Голливуде, который Харрисон однажды посетил, а «Mr. Greif» — это Джордж Грайф, бывший менеджер Бакли.
«George Harrison»
В 1979 году Харрисон выпустил альбом «George Harrison», который вышел уже после того, как Харрисон женился на Оливии Ариас и у них родился сын Дхани. Альбом был благосклонно принят как публикой, так и критиками. Отдельными синглами вышли три песни с альбома: «Blow Away», «Love Comes To Everyone» и «Faster». Сингл «Blow Away» и сам альбом попали в Top 20 Billboard.
Основание «Dark Horse Records» и участие в других проектах
В 1974 году, находясь в Лос-Анджелесе и готовясь к своему концертному туру, Харрисон открыл офис своей новой компании звукозаписи «Dark Horse Records», выбрав для него здание, принадлежавшее другой фирме звукозаписи «A&M Records», на La Brea Avenue. Именно там он познакомился со своей второй женой Оливией Тринидад Ариас, которую послали работать для его компании вместе с Терри Дораном из Apple и Джэком Оливером, прибывшим из Лондона в качестве менеджера «Dark Horse Records». После окончания концертного тура 1974 года, Харрисон возвратился в Великобританию, и в последующие годы регулярно посещал Лос-Анджелес, в то время как «Dark Horse Records» выпустила ряд записей таких исполнителей, как «Splinter», «Attitudes» и Рави Шанкар.
Когда в средствах массовой информации периодически появлялись слухи о возможном объединении The Beatles, из всех битлов, Харрисон наиболее отрицательно относился к этой идее. В 1974 году, в одном из интервью он заявил, что не против работать с Джоном Ленноном и Ринго Старром, но никак не может представить себя в одной группе с Полом Маккартни, который постоянно ограничивал его музыкальный вклад в битловский период. Харрисон также заявил, что те, кто скучают по музыке в стиле The Beatles, могут пойти и послушать новую группу Маккартни «Wings».
23 ноября 1971 года, Харрисон снялся в одном из эпизодов «The Dick Cavett Show», как член группы «Wonder Wheel». Он сыграл на гитаре в песне, «Two Faced Man», авторства Гарри Райта. Харрисон сделал это из благодарности Райту за то, что тот сыграл на клавишных для альбома «All Things Must Pass». Этот эпизод с участием Харрисона можно посмотреть на DVD «The Dick Cavett Show: Rock Icons: Disc 3».
В этот период, кроме создания своих собственных песен, Харрисон выступил продюсером и соавтором двух хитов Ринго Старра («It Don’t Come Easy» и «Photograph») и сыграл на гитаре на композициях Леннона «How Do You Sleep?», «Oh My Love» и «Gimme Some Truth», Харри Нильссона («You’re Breakin' My Heart»), Badfinger («Day After Day»), а также принял участие в записи песни Билли Престона «That’s The Way God Planned It» и песни «Basketball Jones» американского комедийного дуэта «Cheech & Chong».
1980-е годы
В 1980 году Харрисон опубликовал автобиографию «I Me Mine», став первым и единственным битлом, когда-либо сделавшим это. Бывший публицист The Beatles Дерек Тэйлор помог в написании книги, первый тираж которой был издан в роскошном издании. В книге, Харрисон очень мало говорил о The Beatles, в основном повествуя о своих увлечениях, таких как садоводство и автогонки Формула-1. В книгу также вошли тексты песен Харрисона и фотографии с юмористическими комментариями.
Убийство Джона Леннона в декабре 1980 года шокировало Харрисона, и усилило в нём уже существовавшие опасения за свою жизнь. Для Харрисона, это была также глубоко личная потеря, несмотря на то, что в отличие от Пола Маккартни и Ринго Старра, Харрисон практически не общался с Ленноном последние годы перед его смертью. Харрисон изменил текст песни, написанной ранее для Старра, и посвятил её памяти Леннона. «All Those Years Ago» часто проигрывалась на радио и достигла 2-го места в американских чартах. Все оставшиеся экс-битлы приняли участие в записи песни, хотя её единственным автором был Харрисон. Затем Харрисон выпустил сингл «Teardrops», который, однако, не имел коммерческого успеха. Оба сингла вышли на альбоме 1981 года «Somewhere in England». Альбом планировался к выходу в продажу в 1980 году, однако «Warner Bros.» он не понравился, и они приказали Харрисону записать заново несколько песен и сменить обложку альбома. Только в 2004 году альбом был переиздан с изначальной обложкой, выбранной Харрисоном. В 1981 году Харрисон сыграл на гитаре для альбома Мика Флитвуда «The Visitor» и для песни Линдси Букингема «Walk a Thin Line».
Вышедший в 1982 году альбом «Gone Troppo» был встречен безразлично, и в течение последующих восьми лет Харрисон не записал не единого сингла или альбома, за исключением песни для звуковой дорожки фильма «Porky's Revenge» (версия Харрисона малоизвестной песни Боба Дилана «I Don’t Want To Do It»). В 1985 году Харрисон впервые за несколько лет появился на публике, в программе «Carl Perkins and Friends» американского кабельного телевизионного канала «Showtime». В программе также приняли участие Ринго Старр и Эрик Клэптон. Харрисон согласился принять участие в телепередаче только потому, что был поклонником творчества Карла Перкинса.
14 декабря 1984 года Харрисон, ко всеобщему удивлению, принял участие в сиднейском концерте «Deep Purple», а 15 марта 1986 — в благотворительном концерте в Бирмингеме, сборы от которого предназначались местной больнице. Харрисон сыграл и спел вместе с Робертом Плантом, «The Moody Blues» и «Electric Light Orchestra» в песне «Johnny B. Goode».
В 1987 году Харрисон возвратился с восхваленным музыкальными критиками альбомом «Cloud Nine», сопродюсером которого выступил Джефф Линн из «Electric Light Orchestra». Один из синглов с альбома, «Got My Mind Set on You», представлявший собой вариацию песни Джэймса Рея 1960-х годов, достиг 1-го места в США и 2-го — в Великобритании. Небольшим хитом также стал другой сингл, «When We Was Fab», — ретроспективный взгляд Харрисона на битловские дни. В песне присутствовали музыкальные оттенки, характерные для каждого из битлов. Для обеих песен были сняты музыкальные видеоклипы, которые регулярно показывала MTV, таким образом познакомив с личностью и музыкой Харрисона молодых слушателей. 26 февраля 1988 года на фестивале в Сан-Ремо за работу над видеоклипом «When We Was Fab» Джорджу была вручена награда за «лучший видеоклип года». Альбом достиг 8-го места в США и 10-го в Великобритании. В добавок к вышеупомянутым синглам, некоторые песни с альбома также заняли высокие позиции в американском Billboard’s Album Rock чарте, а именно «Devil’s Radio», «This Is Love» и «Cloud 9». 5 и 6 июня 1987 года Харрисон и Ринго Старр неожиданно выступили на концертах гастролировавшего в Лондоне американского певца Принс.
3 января 1989 года в интервью Харрисон заявил, что скоро намерен покинуть большую сцену, однако в марте тогоже года, он, вместе с Джеффом Линном и Ринго Старром, снялся в музыкальном видеоклипе Тома Петти «I Won’t Back Down», где сыграл на акустической гитаре. В июне Харрисон принял участие в бирмингемском концерте Боба Дилана, а в ноябре — сыграл в лондонском концерте Эрика Клэптона. В том же году вышел альбом «Best of Dark Horse 1976–1989», представлявший собой сборник лучших песен Харрисона позднего периода. В состав альбома вошли две новые песни, «Poor Little Girl», и «Cockamamie Business» (в этой песне Харрисон опять хмуро взглянул на битловское прошлое), а также композиция «Cheer Down», которая несколькими месяцами ранее вышла на звуковой дорожке фильма «Смертельное оружие 2». В отличие от двух предыдущих сборников хитов, в этот раз Харрисон лично выбрал песни для альбома. В 1989 году Харрисон также сыграл на гитаре в песне «Leave a Light On» с третьего альбома Белинды Карлайл «Runaway Horses». Песня имела большой коммерческий успех по всему миру.
Поздний период: 1990—2001
В декабре 1991 года, вместе с Эриком Клэптоном Харрисон дал серию ярких концертов в Японии. Это был первый тур Харрисона после американского тура 1974 года. Несмотря на его успех, Харрисон более не совершал сольных концертов. На основе концертов японского тура был издан альбом «Live in Japan». В октябре 1992 года, Харрисон исполнил три песни («If Not for You», «Absolutely Sweet Marie» и «My Back Pages») на огромном концерте на Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке, посвящённому тридцатилетию музыкальной карьеры Боба Дилана.
В 1996 году, вместе с Карлом Перкинсом, Харрисон записал и спродюсировал песню «Distance Makes No Difference With Love».
В 1997 году Харрисон в последний раз появился на телевидении; сделал он это с целью раскрутки альбома «Chants of India», выпущенного в сотрудничестве с Рави Шанкаром. Интервью с Харрисоном провел известный американский телеведуший и юморист Джон Фугельзанг, работавший тогда на музыкально-развлекательном телеканале VH1. В ходе интервью, Харрисону преподнесли гитару и когда кто-то из аудиенции попросил его сыграть «какую-нибудь песню Beatles», Харрисон, грозно на него взглянув, ответил «Не думаю, что я знаю хоть одну!». Поле этого Харрисон спел «All Things Must Pass» и «Any Road», песню, которая в 2002 году вышла на посмертном альбоме Харрисона «Brainwashed».
В январе 1998 года Харрисон присутствовал на похоронах своего детского кумира Карла Перкинса. Во время похоронной церемонии, Харрисон исполнил песню Перкинса «Your True Love». В том же году, Харрисон принял участие в похоронах Линды Маккартни и сыграл на гитаре в двух песнях с альбома Ринго Старра «Vertical Man».
В декабре 1999 года, Харрисон выжил после нескольких ножевых ранений, полученных в результате атаки сумасшедшего. Вечером 30 декабря 1999 года, Майкл Абрам проник в поместье Харрисона Friar Park и нанёс Джорджу ряд ножевых ранений в грудь. Спасла Джорджа его жена Оливия, обезвредившая преступника и передавшая его полиции. Майкл Абрам полагал, что был послан Богом для исполнения особой миссии, заключавшейся в убийстве Харрисона. Позднее он был признан сумасшедшим и помещён в психиатрическую больницу строгого режима. Спустя 19 месяцев, в 2002 году, Майкл Абрам был отпущен на свободу.
В 2001 году Харрисон принял участие в записи альбома «Electric Light Orchestra» «Zoom». Харрисон также сыграл на гитаре в песне «Love Letters» группы Билла Уаймэна «Rhythm Kings», и записал и восстановил неизданные композиции «The Traveling Wilburys». Вместе со своим сыном Дхани, Харрисон записал песню «Horse to the Water». Сессия записи этой песни, состоявшаяся 2 октября 2001 года, оказалась последней в жизни Харрисона. «Horse to the Water» вышла на альбоме Джулса Холланда «Small World, Big Band».
Работу над последним альбомом Харрисона «Brainwashed» завершили Дхани Харрисон и Джефф Линн. В продажу альбом вышел 18 ноября 2002 года. Музыкальные критики благосклонно встретили посмертный альбом Харрисона, а в чарте Billboard он достиг 18-го места. Сингл «Stuck Inside a Cloud» часто проигрывался на радиостанциях США и Великобритании и занял 27-е место на Billboard’s Adult Contemporary chart, а сингл «Any Road», изданный в мае 2003 года, попал на 37-е место в британских чартах. Композиция «Marwa Blues» в 2004 году получила премию «Грэмми» за «лучшую инструментальную композицию», а сингл «Any Road» был номинирован в категории «лучшее мужское вокальное исполнение».
«The Traveling Wilburys»
В 1988 году Харрисон сыграл ключевую роль в создании супергруппы «The Traveling Wilburys», в которую, кроме самого Харрисона вошли Рой Орбисон, Джефф Линн, Боб Дилан и Том Петти. Участники ансамбля впервые собрались вместе в гараже Боба Дилана, с целью записи песни для стороны «Б» сингла Харрисона, который должен бы выйти в Европе. Однако фирма звукозаписи посчитала, что записанная ими песня «Handle With Care» была чересчур хороша для того, чтобы выпустить её на стороне «Б» сингла, и попросила музыкантов создать отдельный альбом. Так как Дилан скоро должен был начать концертный тур, у музыкантов было всего две недели для того, чтобы записать альбом. Вышел он в октябре 1988 года под названием «Traveling Wilburys Vol. 1». Музыканты издали его под псевдонимами полубратьев Wilbury, якобы сыновей Чарльза Траскотта Уилбури Старшего. На первом альбоме, Харрисон выступил под псевдонимом «Нельсон Уилбури»; для второго альбома группы он использовал имя «Спайк Уилбури».
После смерти Роя Орбисона в конце 1988 года, группа продолжила записывать песни, но состояла уже из четырёх музыкантов. Ходили слухи, что группа хотела принять в свои ряды Дела Шэннона, заменив им вакантное место; этот слух, однако, не подтвердился. Хотя «Traveling Wilburys Vol. 3» был вторым альбомом группы, музыканты, по предложению Харрисона, шутливо назвали его Vol. 3. Этот альбом не был принят также тепло как первый, но достиг 14-го места в Великобритании и 11-го — в США, где он стал «платиновым», а синглы «She’s My Baby», «Inside Out», и «Wilbury Twist» часто играли на радио.
«Handmade Films»
Одним из наиболее успешных творческих проектов Харрисона в 1980-е годы было его участие в кинопродюсерстве через посредство созданной им компании «Handmade Films». Битлам очень нравился анархический юмор британской радиопередачи The Goon Show, а Харрисон стал также поклонником её стилистических преемников, британской комик-группы Монти Пайтон. После того, как компания «EMI Films» отказалась продолжать финансировать пайтоновский фильм «Житие по Брайану», опасаясь того, что тема фильма была слишком полемичной, Харрисон основал «Handmade Films» и профинансировал создание фильма, заплатив из своего кармана 3 млн фунтов стерлингов. Другие известные фильмы, в которых «Handmade Films» выступила продюсером, это «Mona Lisa», «Time Bandits», «Shanghai Surprise» и «Withnail and I». Во многих из фильмов компании, Харрисон сыграл камео: в «Shanghai Surprise» его можно увидеть в роли певца ночного клуба, а в «Житии по Брайану» — как Мистера Пападополуса. Харрисон также появился в одной из серий мультсериала «Симпсоны».
Харрисон лично познакомился со всеми Монти Пайтон, а с Эриком Айдлом завязал близкие дружеские отношения. Позднее Харрисон появился в его телепередаче «Rutland Weekend Television» и в пародийном фильме о битловской истории «Рутлз: Всё, что нам нужно — это бабло». Айдл также принял участие в «Concert for George», проведённого в память Харрисона ровно через год после его смерти. В своих мемуарах «The Greedy Bastard Diary» Эрик Айдл с любовью вспоминает Харрисона и подробно описывает свои дружеские отношения с ним.
The Beatles Anthology
В 1994—1996 годах, Харрисон объединился с двумя другими экс-битлами и продюсером «The Traveling Wilburys» Джеффом Линном для работы над проектом The Beatles Anthology. Частью проекта была запись двух новых битловских песен, основанных на сольном материале Джона Леннона конца 1970-х годов, а также создание документального фильма о истории The Beatles. Появившийся в результате сингл «Free as a Bird» стал первым битловским синглом после вышедшего в 1970 году «The Long and Winding Road».
Интерес к индийской культуре
Интерес к индийской музыке
Во время турне The Beatles по США в 1965 году, друг Джорджа Дэвид Кросби из группы «The Byrds» познакомил его с индийской классической музыкой и творчеством знаменитого ситариста Рави Шанкара. Харрисон пришёл в восхищение от ситара и погрузился в изучение индийской музыки. Позднее, он сыграл ключевую роль в популяризации ситара и индийской музыки на Западе.
Во время гастролей The Beatles на Востоке, Харрисон приобрёл ситар и позднее сыграл на нём в композиции «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)» с альбома «Rubber Soul» став первым западным музыкантом, сыгравшим на ситаре в поп-песне. Харрисон представил Рави Шанкара западной аудитории и посодействовал тому, чтобы Шанкара пригласили участвовать в Monterey Pop Festival в июне 1967 года. Рави Шанкар, в свою очередь, начал обучать Харрисона игре на ситаре и индийской музыке.
Принятие индуизма
Во время съёмок фильма «Help!» на Багамских Островах, один индуист подарил каждому из битлов по экземпляру книги о реинкарнации. Интерес Харрисона к индийской культуре расширился и он принял индуизм. В промежуток между последними гастролями битлов в 1966 году и началом записи альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», Харрисон вместе со своей женой совершил паломничество в Индию. Там он занялся изучением игры на ситаре, встретился с рядом гуру и посетил святые места индуизма.
Летом 1969 года, Харрисон выступил продюсером сингла «Hare Krishna Mantra», исполненного кришнаитами лондонского храма Радха-Кришны. В том же году, Харрисон и Леннон встретились с основателем Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Вскоре после этого, Харрисон принял кришнаизм, особенно активно занимаясь духовной практикой джапы (повторением мантры Харе Кришна на чётках). Харрисон сохранил тесную связь с движением Харе Кришна до самой своей смерти.
В 1973 году Харрисон подарил ИСККОН своё поместье в окрестностях Лондона, которое кришнаиты превратили в индуистский храм и назвали Бхактиведанта Мэнор.
Личная жизнь
21 января 1966 года Харрисон женился на фотомодели Пэтти Бойд. Из других битлов, на свадьбе присутствовал только Пол Маккартни. Харрисон познакомился с Бойд во время съёмок первого битловского фильма «A Hard Day’s Night», в котором девятнадцатилетняя Бойд играла роль школьницы-битломанки. В 1970 году, близкий друг Харрисона Эрик Клэптон влюбился в Бойд, которая поначалу отвергла его притязания. Спустя несколько лет, в 1974 году, Бойд оставила Харрисона и начала роман с Клэптоном, который позднее женился на ней. Несмотря на это, Харрисон и Клэптон остались близкими друзьями.
2 сентября 1978 года Харрисон женился во второй раз, на мексиканке Оливии Тринидад Ариас, которая в то время работала секретаршей в основанной Харрисоном компании звукозаписи «The Dark Horse Records». Они познакомились в офисе компании в 1974 году. В 1978 году у них родился первый и единственный ребёнок — сын Дхани Харрисон. После того, как в 1999 году Оливия в одиночку одержала вверх над напавшим на Харрисона с ножом Джоном Адамом, Харрисон получил факс от своего близкого друга Тома Петти, в котором тот написал: «Доволен ли ты тем, что женился на мексиканской девушке?»
Одним из главных увлечений Харрисона было садоводство: в 1970 году он купил и отреставрировал английский викторианский манор Friar Park, принадлежавший ранее сэру Фрэнку Криспу. Позднее, поместье вдохновило Харрисона на написание песни «Ballad of Sir Frankie Crisp (Let It Roll)». Несколько музыкальных видеоклипов Харрисона также были сняты на территории манора, включая «Crackerbox Palace»; в добавок к этому, земли поместья послужили фоном для обложки альбома «All Things Must Pass». Харрисон наслаждался умиротвоением, которое приносила ему работа в саду, и свою автобиографию «I, Me, Mine» посвятил садоводам.
Харрисон также интересовался спортивными машинами и автогонками; он был одним из только 100 человек, купивших быстрейший серийный автомобиль в мире McLaren F1. Харрисон с детства коллекционировал фотографии автогонщиков и машин, а первую автогонку посетил в возрасте 12-ти лет, — это был Гран-при Великобритании 1955 года, на котором свою первую победу одержал британский автогонщик Стирлинг Мосс. Харрисон написал песню «Faster» в честь автогонщиков Формулы-1 Джеки Стюарта и Ронни Петерсона. Всю прибыль Харрисон отдал благотворительному фонду по борьбе с раком Гуннара Нилльсона, который был основан матерью этого шведского автогонщика после того, как тот умер от этой болезни в 1978 году. Первая «значимая» машина Харрисона в 2007 году была продана с лондонского аукциона Battersea Park за 465,000 долларов США. Это был Aston Martin DB5, который Харрисон приобрёл в 1965 году.
В ознаменование первой годовщины смерти Харрисона в 2002 году, в Королевском Альберт-холле состоялся концерт Concert For George, организованный Эриком Клэптоном. В нём приняли участие многие друзья-музыканты Харрисона. Вся прибыль от концерта пошла в благотворительный фонд The Material World Charitable Foundation, основанный Харрисоном в 1973 году.
Смерть
Умер Харрисон 29 ноября 2001 года от рака лёгких, давшего метастазы в мозг. С середины девяностых годов Джордж Харрисон боролся с тяжёлой болезнью. В 1997 году ему удалили раковую опухоль гортани в одной из лондонских больниц. «У меня был рак горла в лёгкой форме. В 1997 году мне удалили часть легкого. А потом меня чуть не убили. Но, похоже, я чувствую себя лучше. Я больше не курю. Мне немного труднее стало дышать, поэтому я не думаю, что вытяну большой концерт». Однако, болезнь не отступила. В мае 2001 года в клинике «Майо» в Рочестере, штат Миннесота, Харрисону удалили опухоль лёгкого, а последнюю злокачественную опухоль мозга оперировать было уже нельзя. Джордж прошел курс химио- и лучевой терапии в Швейцарии, а затем продолжил лечение в США. Но курс облучения радиацией по самой современной методике, так называемой стереотактической радиохирургии, проведённый в Нью-Йорке, не помог. Врачи сообщили Джорджу Харрисону о своём бессилии. Джордж знал, что если бы он захотел провести свои последние дни в своём английском поместье Friar Park, вокруг бродили бы толпы сочувствующих и «это было бы похоже на цирк». Его дом на Гаваях тоже не подходил — аэропорт на острове Мауи маленький, и Харрисона бы обязательно узнали. Тут де Бекер и предложил воспользоваться своим домом в Беверли Хиллз. Это было удобно ещё и с той точки зрения, что де Бекер параллельно обеспечивал безопасность и максимальный уровень секретности. Харрисон согласился с предложенным планом и попросил увезти своё тело сразу после кончины и по возможности избежать шумихи.
У Джорджа было всего несколько дней для того, чтобы попрощаться со всеми близкими ему людьми. Он позвонил своей старшей сестре Луизе, с которой не общался последние 10 лет, и она немедленно прилетела к нему в Нью-Йорк из Иллинойса, где она жила в то время. Согласно воспоминаниям её друга: «Они обнялись и решили забыть все старые обиды. Оба плакали». Следующими, кто посетил Джорджа в нью-йоркской больнице, были Пол Маккартни и Ринго Старр. Это было 12 ноября, за 17 дней до смерти. Пол прилетел из Лондона вместе с Хизер Миллз, а Ринго уже несколько дней был в Нью-Йорке. Как рассказывает лечащий врач Харрисона Гил Линдерман, когда Джордж сказал: «Меня уже не будет на Рождество», — Пол зарыдал. Когда новость узнал Ринго, он попросил разрешения побыть со своим другом до конца, но Харрисон отказал, сказав, что ему нисколько не страшно умирать. Несмотря на состояние Джорджа, друзья провели вместе несколько часов, шутя и смеясь. Когда трое битлов расставались, на глазах у всех были слёзы. Линдерман рассказывает: «После того, как двое экс-битлов уехали, Джордж был в отличном расположении духа. Эта встреча много для него значила».
Кончина наступила в 13:30 в четверг (это 21.30 в Англии и 0:30 в Москве). Через 9 часов, в 22:30 (6:30 утра в Лондоне и 9:30 в Москве) состоялся краткий индуистский обряд, члены семьи Харрисона, взявшись за руки, прочитали над телом Джорджа молитву, после чего оно было доставлено в крематорий. Вскоре Оливия и Дхани получили урну с пеплом. (Для индуистов важно, чтобы кремация состоялась как можно раньше, а прах был развеян над одной из священных индийских рек.) В полночь (0:00 в Лос-Анжелесе, 8:00 в Лондоне и 11:00 в Москве) известие о смерти было официально опубликовано. Семья Джорджа сделала официальное заявление:
Он покинул этот мир так же, как и жил: помня о Боге, не боясь смерти, и в мире с самим собой, окруженный родственниками и друзьями. Подождать может все, кроме поиска Бога и любви друг к другу.
Весь мир музыки погрузился в скорбь. Боб Дилан, вспоминая Харрисона, сказал о нём следующее:
Он был гигантской, великой, великой душой, преисполненной человечности, остроумия и юмора, духовности, здравого смысла и сострадания к людям. Он пробуждал во всех любовь и обладал силой сотни людей. Он был подобен солцу, цветам и луне и нам его будет страшно недоставать. Без него, мир стал гораздо более пустым.
В США поклонники The Beatles собирались на площадке Strawberry Fields в Центральном парке Нью-Йорка и приносили цветы. Свечи горели на площадке напротив бывшего дома Джона Леннона Dacota Building. В Англии местом сбора стали поместье Харрисона Friar Park и студия Эбби Роуд в Лондоне. Сотрудники студии выставили динамики за дверь, и весь день 30 ноября на улице играл альбом «All Things Must Pass». Люди приходили отовсюду. Машины замедляли ход, проезжая эту улицу. Многие мировые политические лидеры высказали свои соболезнования. 30 ноября в Ливерпуле был приспущен национальный флаг, а возле Букингемского дворца в Лондоне гвардейский оркестр, впервые в истории, играл музыку The Beatles.
В соответствие с предсмертной просьбой Харрисона, утром 4 декабря его прах был развеян над Гангой. Церемония, на которой присутствовали Оливия, Дхани и двое индийских кришнаитов, состоялась на рассвете. После этого Харрисоны вернулись в Лондон. Место, где Джордж закончил свой путь, находится неподалёку от города Аллахабад в месте слияния двух рек — Ганги и Ямуны.
Согласно завещанию Джорджа Харрисона, большая часть его состояния, оцениваемого в 105 млн. фунтов стерлингов, перешла его семье — жене Оливии и сыну Дхани. Согласно одним источникам, Харрисон после своей смерти оставил Международному обществу сознания Кришны 20 млн. фунтов, тогда как согласно другим — не оставил ничего. Кроме того, благотворительным фондам Великобритании и других стран мира были перечислены значительные суммы. Точная цифра и название благотворительных организаций не разглашается, но известно, что речь может идти о нескольких миллионах фунтов.
Признание и награды
В 1965 году The Beatles были награждены Орденом Британской Империи, — это было значительным признанием заслуг Харрисона и других битлов. Официальная церемония состоялась 26 октября в Букингемском дворце в присутствии королевы Великобритании Елизаветы II. Другой наградой Харрисона с The Beatles был «Оскар», который битлы получили в 1970 году за «лучшую звуковую дорожку» к фильму «Let It Be».
В декабре 1992 года Харрисон стал первым лауреатом премии Billboard Century Award, приуроченной к столетию первого выхода знаменитого издания. В 1990 году, в честь Харрисона была названа маленькая планета 4149, открытая 9 марта 1984 года Б. А. Скиффом. В 2003 году, Харрисон занял 21-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала «Rolling Stone». 15 марта 2004 года Харрисона приняли в Зал славы рок-н-ролла как сольного артиста. 1 августа 2006 года Харрисона включили в аллею славы Мэдисон-Сквер-Гарден за «Concert for Bangladesh». Как член «The Beatles» и «The Traveling Wilburys», а также за свою сольную карьеру, в общей сложности Джордж Харрисон получил 13 премий «Грэмми»; последнюю из них уже посмертно, в 2003 году, за музыкальную композицию «Marwa Blues» с альбома «Brainwashed».
На обложке журнала «Time» Харрисон появлялся дважды: в 1967 году вместе с другими битлами, и в 2001 году, уже после смерти. В 2008 году Харрисон получил звезду на Голливудской аллее славы. В 2008 году известный американский кинорежиссёр Мартин Скорсезе начал съёмки документального фильма о жизни Харрисона; фильм должен выйти в 2010 году.

Википедия