Виктор Буренин (ум. 1926), поэт, публицист, фельетонист.

Сын архитектора, внук крепостного, Буренин учился в Московском дворцовом архитектурном училище и занимался строительными работами в именях Нарышкиных и Пущиных. Через знакомство с амнистированными декабристами (Пущиным, Якушкиным, Батеньковым и лр.) сблизился с русскими литературными кругами, помогал Н. А. Некрасову в сборе материалов для поэмы о декабристах «Русские женщины». Первым изданием, где опубликовался 20-летний будущий «реакционер», стал герценовский «Колокол». С 1862 сатирический поэт «Владимир Монументов» регулярно печатался в журналах «Искра» и «Зритель», а с 1863 Буренин переехал в Петербург, где, прослужив еще год по архитектурной части, оставил совершенно свою профессию и занялся только литературой.
В 1860—1870-х годах выступал как критик и сатирик в многочисленных изданиях с радикально-демократических позиций, в 1864 написал прочувствованное стихотворение о гражданской казни Н. Г. Чернышевского, распространявшееся в списках (напечатал его более чем полвека спустя уже в советской России). В 1866—1875 работал критиком-обозревателем в «Санкт-Петербургских ведомостях», а с 1876 до Февральской революции 1917 — в «Новом времени», причём имя Буренина стало устойчиво ассоциироваться с этой последней газетой настолько же, что и имя её издателя А. С. Суворина.
Буренин-критик начинал как довольно интересный и самостоятельный рецензент, которого высоко ценили Лев Толстой и Некрасов, Н. C. Лесков находил «массу начитанности, остроумия и толковости», а Ф. М. Достоевский, по свидетельству А. Г. Достоевской, даже утверждал, что Буренин «наиболее понимал его мысли и намерения» «из всех писавших о нём». С 1880-х годов репутация Буренина существенно испортилась, особенно после его чрезвычайно резкой полемики с поклонниками умиравшего от туберкулёза «недугующего паразита» С. Я. Надсона; сложилась легенда о том, что именно статья Буренина свела Надсона в могилу. Типичный «шестидесятник» и «нигилист», Буренин всё менее считал себя связанным рамками этики: в нём Иван Гончаров и тот же Лесков видели «бесцеремонного циника», «который только и выискивает, чем бы человека обидеть, приписав ему что-нибудь пошлое», в похожем тоне высказывался о нём и Пётр Чайковский (что не помешало Чайковскому написать на либретто Буренина оперу «Мазепа»). Против Буренина подавалось несколько судебных исков по обвинению в клевете. С течением времени грубость и переход на личности (включая разного рода домыслы) стали постоянной приметой стиля Буренина. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в этой связи прибегает к следующей фигуре умолчания: «Литературная физиономия Буренина определяется… теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы».
Издатель «Нового времени» Суворин понимал, что Буренин «литературу презирает и глумится над нею», даже «ненавидел» его, однако был вынужден терпеть и печатать его, учитывая спрос определённых кругов читателей. Среди «жертв» Буренина 1890—1910-х годов — Максим Горький, Короленко, Леонид Андреев, Бунин, Блок, Брюсов, Бальмонт и другие. Сохранив пафос «отрицания» 1860-х годов, Буренин поменял его политический знак на противоположный, не щадя своих сатирических красок для революционных кругов, «жидовских листков» и т. п.
Наиболее конструктивной и интересной частью «нигилистического» наследия Буренина стали стихотворные и прозаические пародии, которые он публиковал на протяжении более тридцати лет. Несмотря на обычную для Буренина грубость, они часто были метки и смешны. Александр Блок знал наизусть пародии Буренина на свои стихи и нередко читал их в кругу знакомых. В выходившие в советское время антологии стихотворной и театральной пародии неизменно включались и пародии Буренина. Корней Чуковский, с которым «бодрый старик» Буренин делился воспоминаниями о 1860-х годах, отметил: «Говоря беспристрастно, это был один из самых даровитых писателей правого лагеря».
После смерти Суворина в 1912 г. Буренин начал издавать собрание сочинений (не оконченное из-за революции). Публикация портрета Буренина в издававшемся нововременской редакцией журнале «Лукоморье» в 1915 году стала предлогом для отказа от сотрудничества с изданием ряда молодых литераторов. После 1917 г. лишившийся нововременской «кафедры» критик занялся писанием мемуаров; к этому времени относятся его сатирические альбомные стихи о современности, адресованные Михаилу Кузмину и Чуковскому. В 1921 году возобновившееся в Белграде под редакцией сына Суворина «Новое время» в одном из первых номеров опубликовало, поверив дошедшим из России слухам, прижизненный некролог Буренина (6 сентября). Выжить сильно нуждавшемуся 80-летнему Буренину помог объект его постоянных издевательств — Максим Горький, способствовавший назначению пайка для заслуженного литератора.
Эпиграмма Минаева
По Невскому бежит собака,
За ней Буренин, тих и мил…
Городовой, смотри, однако,
Чтоб он её не укусил!
Буренин писал также фельетонные повести, выступал как драматург (пьесы из античности и древнерусской жизни, в том числе в соавторстве с Сувориным), в постановках которых главные роли играли М. Н. Ермолова, М. Г. Саввина и другие известные актрисы, переводил стихи и пьесы (Гюго, Байрон, Шекспир, Гауптман и другие).
Буренина увековечил во многом близкий ему Дмитрий Минаев в эпиграмме.
Библиография
• Сочинения, т. I—V, СПб., 1912—1917 (не окончено)
• «Очерки и пародии» (СПб., 1874);
• «Былое», стихотворения (СПб., 1880);
• «Стрелы», стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); «Песни и шаржи», новые стихотворения (СПб., 1886);
• I — «Мертвая нога» (таинственный процесс) и II — «Роман в Кисловодске» (3-е изд., СПб., 1889 — две повести);
• «Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр.» (СПб., 1879);
• «Критические очерки и памфлеты» (СПб., 1884);
• «Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд» (СПб., 1884);
• «Критические этюды» (СПб., 1888);
• «Хвост» (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893);
• «Пипа и Пуся», юмористические рассказы" (СПб., 1894);
• «Голубые звуки и белые поэмы» (1895, пародия).
• либретто к опере Ц. Кюи «Анджело» (СПб., 1875)
Пьесы:
• «Медея» (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным);
• «Мессалина» (1885);
• «Смерть Агриппины» (СПб., 1886);
• «Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне» (М., 1890);
• «Пленник Византии» (драма, 1893);
• «Диана Форнари» (драма, 1894);
• «Все хорошо, что хорошо кончилось» (комедия, 1893);
• «Матрона Эфесская» (оперетта, музыка Иванова);
• «Ожерелье Афродиты» (драма, 1896);
• «Потонувший колокол» (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897);
• «Сердце принцессы Озры» (1898);
• «Забава Путятишна» (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897);
• «Не знаешь, где найдешь» (комедия, перевод);
• «Женщина с кинжалом»;
• «Нерон» (трагедия, перевод);
• «Императрица Византии» (драма)
• «Театр» (т. I—II, 1903—1905).

Википедия