Джованни Джакомо Казанова (итал. Giacomo Giacomo Casanova) (ум. 1798), итальянский авантюрист, писатель и мемуарист.

Изучив право, он хотел принять духовный сан, но запутался в любовных похождениях и был исключён из семинарии. Побывав в Неаполе, Риме, Константинополе, Париже, он вернулся в Венецию, где за обман и богохульство в 1755 был заключён в тюрьму.
В 1756 он бежал в Париж, где завоевал себе положение магией и спекуляциями и основательно изучил тамошнюю общественную и частную жизнь. После новых странствований по Европе он прибыл в Берлин, где имел аудиенцию у Фридриха Великого, очень интересно описанную в его мемуарах. В 1764—1765 гг. находился в России, встречался в Петербурге с Екатериной II. Затем вёл скитальческую жизнь в Австрии, Германии, Франции, Испании, Италии, всюду переживая множество приключений. Среди его знакомых были Вольтер, Гёте и Моцарт. Услышав о стоянке русского флота в Ливорно, «возымел фантазию предложить свои услуги графу Алексею Орлову».
Получив позволение вернуться в Венецию, он сделался здесь в 1775 тайным агентом инквизиционного трибунала по внутренней службе в городе, но из-за аллегорического романа, в котором был оскорблён дворянин Гримальди, должен был в 1782 вновь оставить Венецию и поселился в Чехии, в замке графа Вальдштейна, вместе с которым занимался каббалистикой и алхимией.
Творчество
Мемуары
В 1789 г. начал писать по-французски мемуары («История моей жизни», « Histoire de ma vie », 10 тт.), принесшие ему посмертную славу. В 1822-1828 гг. был издан сокращенный перевод мемуаров на немецкий язык; в 1826-1838 вышло французское издание в обработке Ж. Лафорга.
Другие сочинения
Казанова является автором ряда литературных произведений – комедии «Молюккеида» («La Moluccheide», 1753), трехтомной «Истории смуты в Польше» («Istoria delle turbolenze della Polonia», 1774-1775), пятитомного утопического романа «Икозамерон» («Icosameron», 1788) и др., а также переводов, в т.ч. «Илиады» Гомера (1775-1778).
Казанова в культуре
Популярное представление о Казанове прежде всего ассоциируется с его любовными похождениями; его имя, ставшее нарицательным, стоит в одном ряду с такими литературными персонажами, как Дон Жуан или «современники» Казановы Ловелас и Фоблаз. Благодаря огромному успеху «Истории моей жизни», обусловленному сочетанием панорамы самых широких слоев европейского общества с обилием приключений и любовных авантюр, фигура Казановы превратилась в одну из легенд мировой культуры.
Ему посвящены романы (Р. Олдингтон), пьесы (А. Шницлер, М. Цветаева), многочисленные эссе (С. Цвейг, Р. Вайян, Ф. Марсо). Казанова — герой оперы И. Штрауса-младшего, фильма Федерико Феллини и нескольких англоязычных телесериалов. Полный перечень фильмов о легендарном любовнике см. на странице Казанова.
В отечественной поп- и рок-культуре (не без влияния Феллини) появились песни о Казанове группы «Наутилус Помпилиус», Владимира Кузьмина,Валерия Леонтьева и Михаила Щербакова («То ли мука, то ли скука...»). В XX веке важна книга Филиппа Соллерса «Казанова Великолепный» (1998)

Википедия