Александр Николаевич Афиногенов (1904-1941), драматург и критик, автор пьес социально-философского и нравственного содержания («Машенька», «Чудак», «Страх»). Погиб в здании ЦК ВКП(б) во время бомбёжки.

Алекса́ндр Никола́евич Афиноге́нов (1904—1941) — советский драматург.
Биография

Отец — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной). С 1922 Афиногенов член ВКП(б), в 1924 окончил Московский институт журналистики; 1924 — первая пьеса, 1927-29 — завлит 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта. В начале 30-х гг. Афиногенов — один из руководителей РАПП. В 1934 Афиногенов избран в президиум правления СП и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

С конца 1936 Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, в 1937 его исключают из ВКП(б) и СП. 16 мая 1937 Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесенную им защитительную речь: «Взяли мирного человека, драматурга, ни о чем другом не помышлявшего, кроме желания написать еще несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, (позор и поношение общества)…». Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине; когда многие избегали опального Афиногенова, с ним подружился Б. Пастернак. Афиногенов начал писать роман «Три года». В 1938 его реабилитировали. Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Незадолго до заграничной командировки, связанной с этой должностью, погиб в здании ЦК во время бомбежки.
Творчество

Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта. «Малиновое варенье» (1926) — «коммунистическая мелодрама со злодеями-буржуями» (Глеб Струве), не обладающая художественной ценностью. «Чудак» (1928) отличается гораздо большей реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм. Следующая пьеса Афиногенова — «Страх» (1931); первый ее вариант был запрещен, второй имел большой успех. Пьеса, критически освещавшая проблему введения старой интеллигенции в новую систему, обретала в силу этого поразительную актуальность. «Мы живем в эпоху великого страха». Самая критическая пьеса Афиногенова «Ложь» (1933) показывает, какие последствия для всей системы имела вынужденная ложь низовых партработников; Сталин сам был цензором этой пьесы, которую запретили вскоре после постановки. Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдаленном уголке СССР посвящена пьеса «Далекое» (1935). «Машенька» (1940) — пьеса, которую любил Пастернак, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию Чехова. Эта пьеса в 1960-71 годах была сыграна 3036 раз, по ней снят одноименный фильм.

Афиногенов сознательно противопоставлял свою традиционную, психологически-реалистическую драму пьесам В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчлененной на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб во имя изображения социальных явлений.

Википедия