Андрей Тарковский (1932-1986), русский кинорежиссёр, сценарист.

Андре́й Арсе́ньевич Тарко́вский (4 апреля 1932, Юрьевец, Ивановская область, РСФСР — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — кинорежиссёр, сценарист.

Биография

Родился в селе Завражье Ивановской обл. в семье поэта Арсения Тарковского. Детство провел в городе Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского.

В 1960 году окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Народный артист РСФСР (1980). С 1982 года вынужден был работать за рубежом. В 1984 году, после съёмок фильма «Ностальгия» в Италии, решил не возвращаться в СССР. После этого Тарковский снял только один фильм — «Жертвоприношение» (снят в Швеции, совместная продукция европейских стран).

Тарковский умер от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в 1986 году. Награждён Ленинской премией (1990, посмертно).

В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который проводит фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

Детство и юность

Родился 4 апреля 1932 в селе Завражье, Юрьевецкого района, Ивановской области, на Волге, в литературной семье. Отец, Арсений Александрович Тарковский — поэт и переводчик, уроженец Кировограда, Украина, происходил из древнего шляхетского украинского рода. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, закончила Литературный Институт в Москве. Литературные труды Марии Ивановны были любимы[источник?] друзьями — её даже в шутку называли «Толстой в юбке». Несмотря на это, она уничтожила свою прозу и поэзию (как она напишет позднее в своих дневниках) по причине «отсутствия таланта».

В 1937 году Арсений Александрович оставляет семью, а в 1941 году уходит добровольцем на фронт, где после ранения теряет ногу. Мария Ивановна устраивается корректором в Первую Образцовую типографию в Москве, где она проработает до пенсии.

В 1939 году Андрей поступает в московскую школу № 554, но война снова приводит его в места раннего детства. Мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери», — вспоминает Тарковский. Мария Ивановна по льду ходила за реку, таскала картошку из дальних деревень.

Уже в 1943 году Тарковские возвращаются в Москву, а Андрей — в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы Андрей проводит с бабушкой, мамой и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в Замоскворечье. И хотя жизнь свою Андрей прожил в основном в Москве, образом о́тчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким и предстанет он более чем сорок лет спустя в фильме «Зеркало», где будут отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.

Школьный аттестат Андрея Тарковского, хранящийся в архиве ВГИК, не обнаруживает следов прилежания или увлечения ни по одной из дисциплин — говорит, скорее об отсутствии интереса к естественным наукам и о сносных знаниях в гуманитарных. Воспитание Андрея было традиционно художественным. Семи лет его отдали в районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе он поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951—1952 годах Тарковский учится на арабском отделении Московского института востоковедения, и он, наверное, мог бы окончить бы его благополучно, если бы не сотрясение мозга, полученное на занятиях по физкультуре. «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии,— пишет Андрей в своей автобиографии, поданной во ВГИК, — я недостаточно знал ещё жизнь».

Не закончив курса, он устраивается в ВНИИ цветных металлов и золота, а в мае 1953 года — коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края. Там он проработал почти год на реке Курейке, прошёл пешком сотни километров по тайге и сделал альбом зарисовок, который был сдан в архив Нигризолота. «В свое время я пережил очень трудный момент, — вспоминает он. — В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»

«Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром»,— напишет он неожиданно в той же автобиографии. Однако, как раз экзотический год жизни — впечатления тайги, экспедиции и связанной с ними романтики — прямого отражения в его режиссёрском творчестве, если не считать учебных работ во ВГИКе, не нашёл.

ВГИК

По возвращении из экспедиции, в 1954 году, в возрасте двадцати двух лет Тарковский подает документы во ВГИК и успешно поступает на режиссёрское отделение (учитель Михаил Ильич Ромм). «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — неоднократно повторит Тарковский в более позднем возрасте. Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекается молодой формой искусства.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпадают с хрущёвским периодом обновления в искусстве. Ещё незадолго до того факультет кинорежиссуры не сулил больших возможностей — годовая продукция кино была мала, и фильмов хватало разве что маститым режиссёрам. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. В 1954 году, когда Тарковский подал заявление во ВГИК, кинопродукция достигла 45 фильмов в год, а в 1955 году их стало уже 66. Но кроме быстрого количественного роста фильмов — а значит, и возможностей — существенную роль в становлении Тарковского сыграло то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение. Оно-то и создало феномен «школы ВГИК». Люди ещё молодые, но уже воевавшие, обладавшие опытом жизни и осознанным стремлением выплеснуть его в искусстве, пришли в поэзию, литературу, театр и кино. Именно им предстояло на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов обновить темы и средства выразительности, круг жизненных наблюдений искусства и представление о герое. В 1956 году дебютировала целая плеяда молодых режиссёров, сценаристов, операторов, актёров. Всего за два года — 1955—1956 — молодые режиссеры сделали около 50 фильмов.

В 1956 году наступает период «оттепели», начало которого ознаменовало разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Веяние этой «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Тарковский, вместе со своим другом и соавтором Андреем Кончаловским ездят в архив Госфильмофонда в Белых Столбах, где они смотрят фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана, Брессона, Мидзогути. Термин «оте́р» (от французского auteur), уже принятый западной кинокритикой, обозначающий единого автора картины, создателя слова и образа, под контролем которого находятся все аспекты кинопродукции, от сценария до монтажа — усваивается Тарковским как необходимое условие творчества.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учебы становится Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. Будучи режиссёром повествовательным и жанровым, в значительной мере воплощающим для своих студентов кинематограф соцреализма тридцатых годов, который многие из них отрицали и критически переосмыслили, Ромм был учителем, развивавшим в своих учениках творческую индивидуальность и верность своей правде. Он давал им взаймы деньги, выручал их в случае неприятностей, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Первая режиссёрская курсовая работа Тарковского — короткометражный фильм «Убийцы» был поставлен осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал среднеметражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957) и «Концентрат» (1958), отразивший опыт работы Тарковского в геологической партии, визуально насыщенный сценарный этюд, сохранившийся только на бумаге.

На третьем курсе Тарковский встречает в монтажной Андрея Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента начинается их творческая дружба и соавторство. Они обнаруживают много общего во взглядах на кинематограф, им нравятся одни и те же режиссёры — Довженко, Бунюэль, Куросава. «Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много­го из того, что было в кинематографе», — вспоминает Кончаловский — «Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестиранные. Мы не при­знавали голливудскую или, что было для нас то же, ста­линскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у на­ших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть». Вместе они пишут сценарий «Антарктида — далёкая страна» (1959), отрывки из которого публикует «Московский комсомолец». Тарковский пытается предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получает отказ. После этого они работают над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и успешно продают его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Детский сентиментальный сюжет этого сценария рассказывает о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.

Тарковский получает разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы. Он предлагает молодому оператору Вадиму Юсову снять для него эту короткометражную картину. Концепция картины сформировалась под воздействием увлечения Тарковского и Кончаловского фильмами французского режиссёра Альбера Ламорис, в частности, его короткометражным фильмом «Красный шар», завоевавшим в 1956 году Гран-при на Каннском кинофестивале и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, принесёт Тарковскому первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский заканчивает ВГИК с отличием и получает диплом № 756038.

Хронология жизни и творчества
1932 4 апреля родился в селе Завражье, недалеко от города Юрьевца Ивановской области в семье Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. В сентябре семья возвращается в Москву.
1934 3 сентября рождается сестра Марина.
1937 Арсений Тарковский оставляет семью.
1941 Эвакуируется в город Юрьевец вместе с матерью, бабушкой и сестрой. Там поступает в школу.
1943 Летом возвращается в Москву. В сентябре возобновляет учёбу в школе № 554.
1947 В сентябре поступает в «Художественную школу имени 1905 года». В ноябре заболевает туберкулёзом, госпитализирован.
1948 Весной выписан из больницы.
1951 В июне заканчивает художественную школу. Поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения.
1953 Зимой бросает учёбу в институте. Проводит лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края. Осенью возвращается в Москву и устраивается работать старшим коллектором в институт Нигризолото.
1954 В апреле увольняется из Нигризолота. В сентябре поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ильича Ромма.
1956 Ставит вместе с Александром Гордоном и Марикой Бейку короткометражный фильм «Убийцы».
1957 В апреле женится на сокурснице Ирме Рауш. Летом работает с Александром Гордоном над фильмом «Сегодня увольнения не будет».
1959 Пишет с Олегом Осетинским и Андреем Михалковым-Кончаловским первый вариант литературного сценария «Антарктида, далёкая страна».
1960 В апреле пишет с Андреем Михалковым-Кончаловским сценарий к фильму «Каток и скрипка» и начинает работу над фильмом.
1962 Фильм «Иваново детство» удостоен приза «Золотой Лев» на кинофестивале в Венеции. 30 сентября рождается сын Арсений.
1964 Начинает работу над фильмом «Андрей Рублёв».
1965 В ходе съёмок «Рублёва» знакомится с Ларисой Кизиловой.
1966 Заканчивает работу над фильмом «Андрей Рублёв». Премьера фильма в Союзе кинематографистов состоялась в декабре.
1967 Начинает работать над киносценарием, переименованный из «Исповедь» в «Белый день», затем в «Белый-белый день» (окончательное название «Зеркало»).
1968 В октябре начинает с Фридрихом Горенштейном работу над проектом «Солярис».
1969 Работает над сценарием к фильму «Солярис».
1970 Снимает «Солярис». В июне разводится с Ирмой Рауш. Женится на Ларисе Кизиловой. 7 августа у них рождается сын Андрей.
1971 Повторная премьера фильма «Андрей Рублёв» в Центральном Доме кино. Работает с Фридрихом Горенштейном над сценарием «Светлый ветер (Ариэль)».
1972 Завершает работу над «Солярисом». Преподает на Высших режиссёрских курсах. Едет в Канны с «Солярисом», где фильму присуждается «Специальный приз жюри».
1973 Премьера «Соляриса» в московском кинотеатре «Мир». Начинает съёмки фильма «Белый-белый день (Зеркало)».
1974 Завершает работу над «Зеркалом».
1975 Премьера фильма «Зеркало» в Центральном Доме Кино. Пишет киносценарий «Гофманиана».
1976 Пишет с Аркадием и Борисом Стругацкими сценарий к фильму «Сталкер». В декабре начинает репетиции «Гамлета» Шекспира в Московском Театре Ленинского комсомола.
1977-1978 Снимает «Сталкер». В апреле переносит сердечный приступ. В конце года пишет с Александром Мишариным «Сардор».
1979 Завершает съёмки «Сталкера». Летом едет в Италию. 5 октября у него умирает мать.
1980 Едет в Италию. Пишет с Тонино Гуэрра сценарий к фильму «Ностальгия».
1981 Едет в Швецию и безуспешно пытается остаться на Западе.
1982 В марте возвращается в Италию для продолжения работы над «Ностальгией». Снимает документальный фильм «Время путешествия» и начинает съёмки «Ностальгии».
1983 Завершает съёмки «Ностальгии». Ставит в лондонском Ковент-Гардене оперу Мусоргского «Борис Годунов». В ноябре начинает писать сценарий к фильму «Жертвоприношение».
1984 Едет в Стокгольм для обсуждения «Жертвоприношения». 10 июля на пресс-конференции в Милане объявляет о своём намерении не возвращаться в Советский Союз. В конце года едет в Берлин.
1985 Зиму проводит в Берлине. Весной едет в Швецию. Начинает снимать «Жертвоприношение». В конце года ему поставлен диагноз — рак.
1986 В январе начинает лечение в Париже. 19 января его сын Андрей и тёща Анна Егоркина приезжают в Париж. «Жертвоприношение» демонстрируется в Каннах и удостаивается «Специального приза жюри». 29 декабря умирает в Париже.
1987 3 января похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью «человеку, который увидел ангела» был сделан Эрнстом Неизвестным.

Краткая и полная фильмография

Режиссёр:

1. «Убийцы» — курсовая работа совместно с А. Гордоном и М. Бейку
2. «Сегодня увольнения не будет» — курсовая работа с А. Гордоном
3. «Каток и скрипка» — дипломная работа
4. «Иваново детство»
5. «Андрей Рублёв»
6. «Солярис»
7. «Зеркало»
8. «Сталкер»
9. «Время путешествия» — документальный фильм, снят в Италии, совместно с Т. Гуэррой
10. «Ностальгия» — снят в Италии
11. «Жертвоприношение» — снят в Швеции
12. «Борис Годунов» — телеверсия оперного спектакля

Сценарист:

1. «Убийцы»
2. «Сегодня увольнения не будет»
3. «Каток и Скрипка»
4. «Иваново детство» — в титрах не указан
5. «Сергей Лазо» — в титрах не указан
6. Один шанс из тысячи — в титрах не указан
7. «Андрей Рублёв»
8. «Солярис»
9. «Зеркало»
10. «Сталкер» — в титрах не указан
11. «Время путешествия»
12. «Ностальгия»
13. Берегись! Змей!
14. «Жертвоприношение»

Актёр:

1. «Убийцы» — Второй посетитель
2. Мне двадцать лет («Застава Ильича») — Гость на дне рождения с тостом про репу
3. «Сергей Лазо» — Офицер-белогвардеец Бочкарёв (в титрах не указан)

Остальное:

1. «Терпкий виноград» — художественный руководитель
2. «Сергей Лазо» — монтажёр (не указан в титрах)
3. Один шанс из тысячи — художественный руководитель
4. «Сталкер» — художник-постановщик
5. «Жертвоприношение» — монтажёр

Кинопостановки
«Убийцы». ВГИК, 1956. Учебный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А.Гордон, А.Тарковский. (По одноимённому рассказу Эрнеста Хемингуэя.); постановка — М.Бейку, А.Гордон, А.Тарковский; операторы — А.Алварез, А.Рыбин.

В ролях: Ю.Файт — Ник Адамс; А.Гордон — Джордж; В.Виноградов — Ал; В.Новиков — Макс; Ю.Дубровин — 1-й посетитель; А.Тарковский — 2-й посетитель; В.Шукшин — Оле Андерсон.
«Сегодня увольнения не будет». ВГИК, 1957. Учебный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А.Гордон, И.Махов, А.Тарковский; постановка — А.Гордон, А.Тарковский; операторы — Л.Бунин, Э.Яковлев.

В ролях: А.Алексеев, П.Любешкин, О.Мокшанцев, В.Маренков, И.Косухин, Л.Куравлёв, С.Любшин, Н.Головина, О.Борисов и другие.
«Каток и скрипка». «Мосфильм», 1961. Дипломный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А. Кончаловский, А.Тарковский; оператор — В.Юсов; художник — С.Агоян; композитор — В. Овчинников.

В ролях: И.Фоменко — Саша; В.Заманский — Сергей; Н.Архангельская — девушка; в фильме также снимались М.Аджубей, Ю.Бруссер, С. Борисов и другие.

Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.
«Иваново детство». «Мосфильм», 1962.
Авторы сценария: В.Богомолов, М.Папава. (По мотивам рассказа В.Богомолова «Иван».); оператор — В.Юсов; художник — Е.Черняев; композитор — В. Овчинников.

В ролях: Коля Бурляев — Иван; В.Зубков — Холин; Е.Жариков — Гальцев; С.Крылов — Катасонов; Н.Гринько — Грязнов; Д.Милютенко — старик; В.Малявина — Маша; И.Тарковская — мать Ивана.

На XXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италия) в 1962 году фильму «Иваново детство» был присужден главный приз «Золотой лев» св. Марка.

Главная премия «Золотые ворота» на VI Международном кинофестивале в Сан-Франциско (США) в 1962 году.

Главная премия «Золотая голова Паленке» на V Международном кинофестивале в Акапулько (Мексика) в 1963 году.

Фильм получил более 10 премий на многих других кинофестивалях.
«Андрей Рублёв». «Мосфильм», 1966/1971.
Авторы сценария — А. Кончаловский, А.Тарковский; оператор — В.Юсов; художник — Е.Черняев при участии И.Новодережкина и С.Воронкова; композитор — В. Овчинников.

В ролях: А.Солоницын — Андрей Рублёв; И.Лапиков — Кирилл; Н.Гринько — Даниил Черный; Н.Сергеев — Феофан Грек; И.Рауш — Дурочка; Н.Бурляев — Бориска; Ю.Назаров — две роли: Великий князь и Малый князь; Ю.Никулин — монах; Р.Быков — скоморох; Н.Граббе — сотник; М.Кононов — Фома.

Премия ФИПРЕССИ на XXII Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1969 году.
«Солярис». «Мосфильм», 1973.
Авторы сценария — Ф.Горенштейн, А.Тарковский. (По фанатастическому роману Ст. Лема.); оператор — В.Юсов; художник — М.Ромадин; композитор — Э.Артемьев.

В фильме использована фа-минорная хоральная прелюдия И.С.Баха.

В ролях: Д.Банионис — Крис Кельвин; Н.Бондарчук — Хари; Ю.Ярвет — Снаут; В.Дворжецкий — Бертон; Н.Гринько — отец Криса; А.Солоницын — Сарториус; С.Саркисян — Гибарян.

Специальный приз жюри «Серебряная пальмовая ветвь» и премия экуменического жюри на XXV Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1972 году.
«Зеркало». «Мосфильм», 1975.
Авторы сценария — А.Мишарин, А.Тарковский; оператор — Г.Рерберг; художник — Н.Двигубский; композитор — Э.Артемьев.

В фильме использована музыка И.-С.Баха, Перголези, Пёрселла, стихи — Арсения Тарковского.

В ролях: М.Терехова — две роли: Мать и Наталия; в фильме также снимались И.Данильцев, Л.Тарковская, А.Демидова, А.Солоницын, Н.Гринько, Ю.Назаров, О.Янковский, Т.Огородникова и другие.

Текст от автора читает И.Смоктуновский.

Приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии в 1980 году.
«Сталкер». «Мосфильм», 1980.
Авторы сценария — А.Стругацкий и Б.Стругацкий. По мотивам повести «Пикник на обочине». Оператор — А.Княжинский; художник — А.Тарковский; композитор — Э.Артемьев. Стихи — Ф. И. Тютчева, Арсения Тарковского.

В ролях: А.Кайдановский — Сталкер; А.Фрейндлих — жена Сталкера; А.Солоницын — Писатель; Н.Гринько — Профессор.

Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981 году.

Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.
«Время путешествия». Производство «Джениус» С. Р. А. (Италия), 1982.
Авторы сценария — Тонино Гуэрра, А.Тарковский; оператор — Лучано Товоли. Текст А.Тарковского читает Джино Ла Моника.
«Ностальгия». Производство «РАИ канал 2», Ренцо Росселини (младший). Маноло Болоньини для «Опера фильм» (Италия) при участии «Совинфильма» СССР, 1983.
Авторы сценария — А.Тарковский, Тонино Гуэрра; главный оператор — Джузеппе Ланчи; главный художник — Андреа Кризанти.

В фильме использована музыка К.Дебюсси, Дж.Верди, Р.Вагнера.

В ролях: О.Янковский — Горчаков; Эуджения; Эрланд Йозефсон — Доменико; Патриция Терено — жена Горчакова; а также Лаура Де Марки, Делия Боккардо, Милена Вукотич и другие.

Большой приз за творчество, премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXXVI Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1983 году].
«Жертвоприношение». Производство Шведского киноинститута (Стокгольм), «Аргос Фильм С. А.» (Париж) при участии «Филм Фор Интернейшнл» (Лондон); «Йозефсон и Нюквист ХБ»; Шведского телевидения СВТ 2; «Сэндрю Филм Театер АБ» (Стокгольм); при содействии Министерства культуры Франции, 1986.
Продюсер Анна-Лена Вибум.

Автор сценария — А.Тарковский; главный оператор — Свен Нюквист; главный художник — Анна Асп.

В фильме использована музыка И.С.Баха, шведская и японская народная музыка.

В ролях: Эрланд Йозефсон — Александр; Сьюзен Флитвуд — Аделаида; Валери Мерес — Юлия; Аллан Эдвалл — Отто; Гудрун Гисладоттир — Мария; Свен Вольтер — Виктор; Филиппа Францен — Марта; Томми Чельквист — малыш.

Большая специальная премия, приз за лучшее художественное достижение (оператору С.Нюквисту), премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXIX Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1986 году.

Радиопостановки
«Полный поворот кругом» по одноимённому рассказу Уильяма Фолкнера. 1965.
В ролях: Богарт — А.Лазарев, Клод Хоуп — Н.Михалков и другие.

Театральные постановки
«Гамлет» Шекспира в Театре имени Ленинского комсомола. 1977.
Художник — Т.Мирзашвили; музыка — Э.Артемьев.

В ролях: Гамлет — А. Солоницын; Гертруда — М.Терехова; Клавдий — В.Ширяев; Офелия — И.Чурикова; Полоний — В.Ларионов; Лаэрт — Н.Караченцов, Могильщик — В.Проскурин и другие. видео фото
«Борис Годунов», опера Мусоргского в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон). 1983.
Дирижёр — Клаудио Аббадо; сценическое оформление — Николай Двигубский; световое оформление — Роберт Брайн.

В ролях: Борис Годунов — Роберт Ллой; Марина Мнишек — Эва Рандова; Гришка Отрепьев — Майкл Светлев; Шуйский — Филип Лэндгридж; Юродивый — Патрик Пауэр; Пимен — Гуини Ховел.

Киносценарии
Андрей Тарковский, Александр Гордон. Убийцы. — Москва, 1956.
Александр Гордон, И.Махов, Андрей Тарковский. Сегодня увольнения не будет. — Москва, 1957.
Андрей Тарковский, А.Безухов, Олег Осетинский. Антарктида, далёкая страна. — Москва, 1959. Газета Московский Комсомолец, 1960, 31 января.
Андрей Тарковский, Андрей Михалков-Кончаловский. Каток и скрипка. — Москва, 1960.
Владимир Богомолов, Михаил Папава, Андрей Тарковский, Андрей Михалков-Кончаловский. Иваново детство (По мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван».) — Москва, 1961.
Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский. Страсти по Андрею. — Москва, 1962.
Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский. Первый учитель. — 1965.
Георге Маларчук, Андрей Тарковский. Сергей Лазо. — 1967.
Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский. Ташкент — город хлебный. — 1968.
Андрей Тарковский, Александр Мишарин. Зеркало. — Москва, 1968. Сан-Грегорио, 1984.
Леон Кочарян, Андрей Тарковский. Один шанс из тысячи. — 1969
Андрей Тарковский. Конец атамана. — 1971
Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн. Солярис (По одноимённому роману Станислава Лема.) — Москва, 1972.
Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн. Светлый ветер (По мотивам романа Александра Беляева «Ариэль».) — Москва, 1972.
Андрей Тарковский. Лютый — 1973.
Андрей Тарковский. Гофманиана. — Мясное, 1975. Италия, 1984. «Искусство кино», 1976, № 8.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский. Сталкер (По мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».) — Москва, 1978.
Андрей Тарковский, Александр Мишарин. САРДОР. — Москва, 1978.
Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский. Ностальгия. — Москва и Рим, 1978—1982.
Андрей Тарковский. Берегись! Змей! — 1979.
Андрей Тарковский. Жертвоприношение. — Сан-Грегорио, Январь-февраль 1984.

Википедия