Менахем Шнеерсон (1902-1994), раввин, духовный лидер секты любавичских евреев, почитавшийся своими последователями как мессия.

Менахем Мендл Шнеерсон (Менахем-Мэндл Шнеерсон; 18 апреля 1902, Николаев — 12 июня 1994, Нью-Йорк) — 7-й и последний любавичский ребе. Один из виднейших еврейских деятелей XX века. Считается машиахом многими своими последователями, которые не признают его физической смерти.

Ранние годы

Менахем-Мендель родился в 5662 (1902) году в городе Николаеве и был назван в честь Цемах-Цедека, третьего главы ХаБаДа. В этот день отец Ребе, рабби Лейви Ицхок, получил от Ребе Рашаба шесть телеграмм, в которых содержались указания, как обращаться с ребенком.

Мать Ребе, Хана рассказала, что среди указаний, полученных от Ребе Рашаба, были указания омывать младенцу руки перед кормлением, надевать на него ермолку и малый талит.

С детства проявил выдающиеся способности. К 7 годам мало кто из учителей мог его обучать, эту обязанность возложил на себя отец. В молодом возрасте смог пройти всю еврейскую основную литературу и самостоятельно изучал светские науки. Слава о выдающемся юноше дошла до любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который вскоре сосватал его со своей средней дочкой.

В детские и юношеские годы жил в Днепропетровске.

В 1927 году вместе со своим будущем тестем, любавичским ребе Йосефом Ицхоком и невестой Хаей Мушкой покинул пределы Советского Союза. В том же году женился на Хае-Мушке в Варшаве. Начал учебу в Берлинском университете на факультетах философии и инженерии. В 1933 переехал в Париж и продолжил образование в Сорбонне. Получил диплом корабельного инженера. В 1941 успел эвакуироваться из Франции на последнем корабле перед началом морской блокады.

Переехав в Нью-Йорк, некоторое время работал на бруклинском судостроительном заводе. Затем присоединился к своему тестю, эвакуированному в 1941 из Варшавы и тоже обосновавшемуся в Нью-Йорке, в расширении деятельности Хабада. В 1942 тесть назначил его директором центральных организаций движения (Издательство Кехос и Молодёжное движение Хабада), которое вскоре вышло за пределы Америки и создало свои филиалы по всему миру.

Ребе

В 1951, через год после кончины тестя, непрекрашающихся обращений хасидов с просьбой занять его место и отказа старшего зятя от своих претензий, стал 7-м любавичским ребе. Ребе продолжил свою деятельность по распространению иудаизма по всему миру. По его инициативе, в том числе, открыты центры в сефардских общинах Марокко и Франции, а также в таких странах, как Бразилия, Аргентина, Австралия, в дальнейшем также в Индии, Китае, Таиланде, Непале. Движение Хабад имело глубокие корни в Российской империи. После революции базу движения разрушили, но остались островки тайных последователей и подпольная деятельность по сохранению еврейства; ребе активно её поддерживал и был одним из первых, кто заново воссоздал еврейские общины в странах СНГ. Одной из центральных тем его деятельности было подготовление к пришествию мессии. Многие его последователи видели в этом намёк на то, что сам ребе является настоящим Мошиахом (мессией).

15 ияра 5751 года (29 апреля 1991 г.), когда Ребе раздал хасидам брошюру «Двар Малхус», он впервые публично одобрил и поддержал исполнение хасидами песни «Йехи Адонейну…»

14 апреля 1992 г. был принят псак-дин о том, что Любавичский Ребе считается потенциальным Мошиахом («бехезкат Мошиах»).

16 ноября 2006 года: Ребе в «770»
Википедия