Борис Михайлович Кустодиев, российский художник («Купчиха за чаем», «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»).

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-96 годах.
Основные даты
1896—1903 — обучение в Петербургской Академии художеств, в мастерских В. Е. Савинского и И. Е. Репина, принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).
1904 — пенсионер Академии художеств во Франции и Испании. Один из организаторов Нового общества художников.
1909 — академик Академии художеств.
1907 — член Союза русских художников,
1911 — член «Мира искусства»
1913 — преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).
1923 — член Ассоциации художников революционной России.
Создавал яркие, пышные, телесные картины, тяжело болея туберкулёзом позвоночника.
Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде
• 1914 год - доходный дом - Екатерингофский проспект, 105;
• 1915 - 26.05.1927 года - доходный дом Е. П. Михайлова - Введенская улица, 7, кв. 50.
Иллюстрации и книжная графика
В 1905—1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».
Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).
Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
Живопись
Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. («Утро», портреты А. И. Анисимова, Ф. И. Шаляпина).
Где-то с 1906 художник делает целые серии полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В дальнейшем, по мере неуклонного нарастания жизненного уровня в России, Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особеннно, сыто-купеческой России с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).
Театральные работы
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения, впрочем, далеко не всегда совпадавшее с замыслом постановщика («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр).
После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей).
Галерея
• «Вступление. Москва» рисунок
• «Утро», (1904, Русский музей)
• «Балаганы»
• «Ярмарки»
• «Деревенские праздники»
• «Масленицы»
• автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
• «Купчихи» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
• портрет А. И. Анисимова (1915, Русский музей)
• «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
• «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей).
• «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
• «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей)
• «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, Русский музей)

Википедия